Эзотерическое масонство

9-е Ава. День разрушения Храма

Бецалель Ариэли


Еврейский календарь, как известно, является одновременно и солнечным, и лунным. Двенадцать лунных месяцев составляют 354 дня, и чтобы календарь не сдвигался постоянно из-за расхождения с солнечным годом (365 дней), в некоторые годы добавляют тринадцатый месяц. Из-за этого еврейские даты становятся «плавающими» относительно дат григорианского календаря, и в разные годы они могут выпадать на разное время. В этом году 9-е число месяца Ав – пятого месяца в еврейском календаре – выпало на 1 августа.

Если проанализировать календарь с точки зрения Астрологии и Каббалы, можно увидеть связи и аналогии каждого месяца и дня с определенными планетарными влияниями, с еврейскими буквами и т. д. К примеру, многие праздники и особые дни выпадают на полнолуние. В целом можно отметить, что каждая дата несет свою энергетику, которая вновь и вновь проявляется в исторических событиях разных эпох.

Девятое Ава – трагический день, энергетика которого многократно отражалась в разрушительных событиях. В Мишне (трактат Таанит, 26) говорится, что в этот день произошли пять несчастий. Самым первым из них был приговор, вынесенный Богом народу Израиля скитаться по пустыне сорок лет из-за того, что разведчики, посланные осмотреть Святую Землю, оклеветали ее и вызвали в народе нежелание вступить на нее. Другими двумя несчастиями были разрушение первого и второго иерусалимских храмов. Оба были разрушены 9-го Ава в разные годы: первый – армией вавилонского царя Навухаднецара, второй – римской армией под командованием Веспасиана и Тита.

В традиции этот день 9-го Ава, главным образом, как раз ассоциируется с разрушением храма. В иудаизме принято проводить его в скорби, поститься и отказывать себе в различных удовольствиях. Как известно, для масонов иерусалимский храм, воздвигнутый царем Шломо (Соломоном), является важнейшим символом духовной работы и самосовершенствования. Поэтому день памяти о его разрушении не может не затрагивать нашу жизнь.

В последующей истории влияние 9-го Ава еще много раз являло себя в различных печальных происшествиях. Сюда можно отнести изгнание евреев из Англии (Эдуардом I в 1290 году) и из Испании (Изабеллой и Фердинандом в 1492 году). Оба эти события выпадали на ту же календарную дату. А среди событий более широкого масштаба, затрагивающих не только еврейский народ, но и целый мир, можно назвать начало первой мировой войны [По вопросу о том, что именно считать ее началом, есть разные мнения. Некоторые полагают, что убийство Франца Фердинанда 28 июня 1914 является точкой старта. Однако основные боевые действия начались чуть больше месяца спустя. 1 августа 1914 Германия объявила войну России, и с этого дня война началась по-настоящему. Этот день и был 9-м Ава по еврейскому календарю – как и в этом 2017 году].

Основной урок масонства заключается в том, что смерть является не концом жизни, а ее интегральной частью. Смерть – это врата к бессмертию. Профан боится смерти, поскольку она разрывает его отождествление с временной личностью, за пределами которой он не способен помыслить себе никакого бытия. Но путь эволюции, проложенный для нас Верховным Архитектором Вселенной, подразумевает постоянные изменения и переходы от одной формы к другой. Лишь тот, кто цепляется за старую форму, пытаясь затормозить эволюцию, страдает, когда приходится вынужденно расставаться с нею. Настоящая же жизнь – это непрерывный поток движения. Умирая для старого, мы рождаемся для нового.

Вот почему символическая смерть архитектора Хирама является предвестником его славного возрождения к вечности. И та же судьба, которая в малом масштабе разыгрывается в истории мастера, постигла его великий шедевр – иерусалимский храм. Он был разрушен, но лишь для того, чтобы быть заново воздвигнутым в душах и в сердцах преданных каменщиков. История учит нас, что внешнее сооружение не может сохраниться, когда за ним не хватает духовной основы – когда сердце человека остается глухо к идее, которую это сооружение воплощает.

Эта же мысль о том, что разрушение храма есть одновременно и врата к его новому возведению, отражена в Талмуде (трактат Макот 24 б). Раби Акива, один из величайших еврейских мудрецов той эпохи, проходил вместе с товарищами возле храмовой горы. Они увидели, как из руин храма выбегает лисица. Все стали плакать, и лишь один раби Акива засмеялся. На изумленный вопрос товарищей, что здесь смешного, он ответил: Писание связывает два пророчества. В одном говорится о разрушении Иерусалима, о том, что гора Цион будет перепахана, как поле, и от великолепного храма ничего не останется. В другом пророчестве предсказано, что жизнь вновь вернется в Иерусалим. «До тех пор, пока первое пророчество не исполнилось, – подытожил раби Акива, – я боялся, что не исполнится и второе. Теперь же, когда первое осуществилось, очевидно, что и второе сбудется».

Фактически, раби Акива показывает, что разрушение и восстановление есть два неотъемлемых этапа одного процесса. И когда становится очевидно, что процесс уже запущен, мы можем сразу смотреть в конец пути и радоваться счастливому завершению, которое наступит в будущем.

Мудрец видит следствия заключенными в причинах, и для него далекое будущее столь же реально и осязаемо как уже наступившее настоящее. Возможно, именно поэтому трагический день 9-го Ава несет в себе также и радостную весть. Еврейский Мидраш говорит, что в этот день должен родиться Машиах (Избавитель), а у пророка Захарии (8:19) говорится, что в будущем пост и траур превратятся в радость, веселье и праздники.