Новости

Знаток масонов Александр Рыбалка – о корнях теорий заговора

Эта публикация является текстовой расшифровкой интервью, которое дал Александр Рыбалка для Радио Свобода

Источник Радио Свобода

Клан Романовых – это стражи Щели (Рима), то есть дыры в преисподнюю, той трещины, из которой в мир проникает дозированное ими зло. Персонификация зла – доллары, ими управляются и Кощеи, символ Рокфеллеров, и Георгии, символ Ротшильдов. Поэтому на гербе Москвы присутствуют все три: Романовы – как хозяева битвы, которая идет в поле щита, на котором, в свою очередь, Георгий и змей Кощей ведут свою битву». И такие картины мироздания можно встретить нынче на просторах Рунета. Это, конечно, случай особый, можно сказать, клинический. Но психологи знают: в кризисные, неспокойные времена конспирологические теории множатся особенно быстро, как и количество их сторонников.

Многие такие теории – почтенные старцы: им несколько веков. Но, похоже, они не стареют. Не так давно телеканал RT (ранее Russia Today) напомнил своим американским зрителям о существовании таинственного ордена иллюминатов и его закулисном могуществе. По мнению ведущей одной из программ RT, заговорщики-иллюминаты помогают в президентской предвыборной кампании бывшему госсекретарю США Хиллари Клинтон:

Об иллюминатах, масонах, их истории и настоящем, а также о сопровождающих разного рода загадочные общества конспирологических теориях Радио Свобода беседует с писателем и историком Александром Рыбалкой, исследователем Каббалы и масонства, автором книг «Интервью с масоном», «Кто правит современным миром, или Мифы о масонстве», соавтором фильмов «Масоны Израиля» и «Масоны: камень примирения».

– Мой вопрос может показаться несерьезным, но я серьезен абсолютно. Если человек масон, и ему задают вопрос, масон ли он, то какое для него естественное поведение: скрыть этот факт или спокойно в нем признаться?

– Масон волен как признаваться в этом, так и не признаваться. Скажу честно, за мой большой опыт исследования масонства я своими глазами еще не видел ни одного человека, пострадавшего от того, что он признался в своем масонстве. Даже в России, которая в этом отношении диковатая, никаких пострадавших нет. Скажем, тот же Андрей Богданов, великий магистр Великой ложи России, баллотировался на пост президента России и не скрывал своего членства в масонской ложе. Ничего, этот человек спокойно ходит по улицам.

– В таком случае на чем основано довольно массовое негативное отношение к масонам и прочим подобным организациям, имеющим репутацию тайных? Недавно был смешной скандал вокруг одного из сюжетов, показанного по каналу 

RT, бывшая Russia Today, где Хиллари Клинтон обвинили в том, что в президентской кампании ей помогают иллюминаты. Там изучался логотип компании, которая поддерживает Клинтон, говорилось о его сходстве с некими иллюминатскими символами. Над этим потом потешались в социальных сетях, сам телеканал потом убрал этот сюжет со своего сайта. Но тем не менее почему такие истории о некоем тайном закулисье высокой политики неистребимы и постоянно всплывают?

– Часто человек, который в жизни чего-то не может добиться, ищет кого-то, на кого он может свалить свои беды. Причем желательно, чтобы это был человек для него недоступный, чтобы со стороны этого последнего не последовало немедленных действий. Почему у меня все плохо, почему у меня нет достойной работы, почему я неудачник? В этом виноваты, ну, допустим, козни иллюминатов. Человек не понимает толком, кто это такие, не понимает, где их искать даже, но зато он всё себе объяснил и успокоился. Насчет скандала с Хиллари Клинтон. Это характерно, что в России сейчас подбивают зады американской конспирологической пропаганды. Там это все уже было. Лет десять назад, если не больше, был скандал: та же Хиллари куда-то пошла с брошкой, на которой был изображен Феникс. Конспирологи начали это пережевывать. Феникс, как известно, символ не иллюминатов, а розенкрейцеров, так что по-настоящему интересно не вышло. Ведь розенкрейцеры – это открытая, разрешенная в США организация, достаточно большая и влиятельная. Иллюминаты – это более интересно. Но иллюминаты не пользовались символикой Феникса.

– Почему же обычный человек, о котором вы говорите, не сильно искушенный, не слишком образованный, ищет причину своих бед или источник некоего всемирного заговора в столь далекой от него среде? Что ему те же иллюминаты? Насколько я знаю, это организация, которая была основана в XVIII веке…

– 1 мая 1776 года в городе Ингольштадт, в Баварии, Адамом Вейсгауптом. Аутентичных иллюминатов Вейсгаупта сегодня не существует, они прекратили свое существование, самое позднее, со смертью самого Вейсгаупта в 1830 году. Те иллюминаты, которые есть сегодня, – это иллюминаты, возрожденные Теодором Ройссом и Леопольдом Энгелем, примерно через 60 лет после смерти Вейсгаупта.

– Но почему на них обращено внимание, что в их идеях или практиках такого, что позволяет конспирологам представлять их как источник каких-то властных интриг и чуть ли не как мировое правительство?

– Для чего было создано Общество иллюминатов Вейсгаупта? Для продвижения того, что называется новыми социальными технологиями. В то время они выступали за свободу вероисповедания, продвигали идею демократии, идею выборности. Естественно, кого это пугало? Иезуитов, в России – царский двор. Они старались изобразить иллюминатов как злодеев: как можно требовать свободы религии или вообще допускать, что человек вправе не исповедовать никакой религии?! Боже мой, а еще они говорят, что нашего божественного монарха можно переизбрать, если он будет плохо руководить государством! Тогдашним консерваторам это казалось какой-то дикостью и подрывом устоев.

– Да, но мы говорим о реалиях давно ушедших времен, 200 с лишним лет прошло. Однако этот миф продолжает существовать, видимо, во многом и потому, что сами эти организации, насколько я понимаю, придерживаются определенных обрядов, правил, которые окружает некая аура таинственности. В этой связи мы можем уже отвлечься от иллюминатов и перейти к более близким вам и более распространенным масонским ложам. Если, как вы говорите, сами идеи такого рода организаций либеральны, прогрессивны, чего им бояться сейчас? Таинственность в те времена, о которых вы говорили, вполне логична: их преследовали консервативные правительства. А зачем она нужна сейчас? Или это тоже миф?

Адам Вейсгаупт, «отец-основатель» изначальных (баварских) иллюминатов

 – Масонство – это не тайное общество, но это общество с секретами. Есть определенные вещи, которые закрыты от посторонних. При этом знаки, пароли – это все можно найти в интернете. Единственная тайна масонов – это участие в ритуалах. Без участия в ритуалах то, что происходит, все равно понять нельзя. При этом масонство как организованная сила на политику не влияет и влиять не может – это совершенно по-другому устроенная структура.

– А можно чуть поподробнее? Потому что именно во влиянии на политику масонов и обвиняют, причем в самые разные времена. Вот пример – Февральская революция 1917 года в России.

– Да, из 12 членов Временного правительства было 11 масонов и один кандидат.

– Вот вы и подтверждаете.

– Но, как видим, это им не помогло. Мало того, среди большевиков тоже были масоны, из самых известных – Луначарский.

– И как относилось партийное руководство к его масонству?

– Учитывая, что Ленин тоже однажды был приглашен читать лекцию по политэкономии в масонской ложе в Париже, думаю, вполне благоприятно. Однако при этом надо учесть, что в 1922 году Троцкий на конгрессе Коминтерна выступал против масонства, утверждая, что оно отвлекает рабочих от классовой борьбы.

– Они считали масонство явлением сугубо буржуазным? Как это встраивалось в марксистские теории?

– Есть книга Троцкого «Моя жизнь», его автобиография в двух томах. Он много говорит там о масонстве, рассказывает, что написал большую книгу в тысячу страниц, но рукопись, к сожалению, пропала, и в мемуарах он много сожалеет об этом. В той пропавшей книге, видимо, подробно разбирался этот вопрос. Если коротко, позиция Троцкого была такая: масонские ложи примиряют буржуазию и высшие слои рабочих, то есть рабочих-мастеров, имеющих высокую квалификацию, хорошо зарабатывающих. Поэтому он считал масонство негативным явлением, вредным для классовой борьбы.

– Вы говорите, что масонство – «по-другому устроенная структура». Что это значит? Не пирамидальная, то есть нет никакого единого центра, который связывал бы масонские ложи?

– Объясню, как сегодня устроено масонство. Если оно где-то и может оказывать политическое влияние, то только в Соединенных Штатах, и то лишь на уровне каких-то местных выборов. Эта структура не пирамидальная, а горизонтальная. В Соединенных Штатах в каждом штате существует собственная Великая ложа. В каждом государстве тоже существует своя Великая ложа. На территории одного государства может быть только одна регулярная ложа. Это значит – признанная Объединенной великой ложей Англии. Это единственная организация, пусть не центральная, но оказывающая моральное влияние –Объединенная великая ложа Англии. Она не может отдавать приказы, но она может признавать или не признавать другие ложи.

 

К масонам принадлежал и знаменитый русский полководец князь Александр Суворов-Рымникский

 

– Для чего в таком случае, с точки зрения идеологической, существует современное масонство? Если говорить о временах далеких, с которых мы начали, то тогда вполне актуальной была борьба между идеями либеральными, прогрессистскими, и идеями куда более консервативными. Сейчас это не выглядит столь актуальным, по крайней мере, для развитого мира. В чем тогда смысл существования этих лож?

– Есть разное масонство. Сейчас мы с вами говорили о регулярном масонстве. В Соединенных Штатах, Великобритании, странах Европы это больше своего рода социальный клуб, куда можно пойти, пообщаться. Там существует, однако, и система духовного, эзотерического развития на разных уровнях. Еще в рамках этих структур люди занимаются благотворительностью в той форме, в которой им это нравится. Если говорить о чисто эзотерическом, так называемом египетском масонстве, – это небольшие кружки, где люди собираются, читают лекции, обсуждают сложные вопросы, проводят какие-то достаточно странные ритуалы для развития сознания. Причем это делается в узком кругу. Это такой узкий круг для саморазвития.

– В каком-то смысле игра?

– Знаете, все на свете игра. Футбол тоже игра, но его смотрят миллиарды людей. Причем футбол – игра гораздо более глупая, согласитесь.

– А как эта «игра» выглядит в современной России? Насколько масонство туда проникло, насколько оно актуально и распространено?

– Мало распространено. Всего, насколько я знаю, в современной России масонское посвящение получали – это не значит, что все они посещают ложу, – примерно 1200–1300 человек. Это капля в море. Масонские ложи существуют в Москве, в Петербурге, еще в нескольких городах. В Москве и Петербурге достаточно серьезные ложи. В основном это очень небольшие организации. Почему масонство так слабо развивается в России, я, честно говоря, не могу понять. Казалось бы, сейчас должен был бы наблюдаться его бурный рост, но тем не менее этого не происходит.

 

– А почему вы считаете, что должен был бы наблюдаться бурный рост масонства? Что этому могло бы способствовать?

– То, что называется эмансипацией общества. Если при советской власти масонство было строго запрещено, за это наказывали, то в последнее время просто не обращали внимания. Казалось бы, нет препятствий для социализации человека, для членства в какой-то группе, причем достаточно неформальной. В чем проблема российского общества и сегодня, и всегда была? Оно атомизировано, не социализировано. Вспомним книги великих российских гуманистов XIX века – Короленко, Гиляровский, Чехов, есть много у Куприна об этом. Случилось у человека несчастье, он потерял работу, он, допустим, чиновник, заболел, нищенствует, попал на улицу. В Америке это было невозможно. Чиновник средней руки в небольшом городке, если он член масонской ложи, то братья ему помогут как-то, скажем, в поиске работы. Такие истории, как у Гиляровского в «Трущобных людях», в тех же США просто не могли произойти. Там очень распространены различные клубы и группы, далеко не только масонские, их всегда было множество – «Рыцари-кавалеры Пифея», «Рыцари Маккавеев», их полно, почти каждый человек среднего класса был членом какого-то социального клуба, который мог его поддержать в тяжелой жизненной ситуации. В России этого не происходило. Оступился, упал – всё, и лежишь в грязи.

– Несмотря на небольшое количество российских масонов, известно ли что-либо о принадлежности к ним каких-то известных публичных фигур? Вы назвали Андрея Богданова, но он политик и политтехнолог все-таки не первого эшелона. А из фигур более крупных?

– Вы знаете, никого не могу назвать. Не то что не могу – некого. Есть несколько фигур, которые получили посвящение за границей, но никакой масонской деятельности не поддерживают. Это бывает: человек учится за границей в университете, или на каких-то курсах, там вступает в ложу, потом возвращается в свою страну и масонской деятельности не ведет.

– Что вы понимаете под масонской деятельностью, как она выглядит на практике?

– Человек участвует в ритуалах, готовит «зодческие работы», то есть лекции, проводит какие-то исследования, участвует в благотворительных проектах.

– Как стать масоном? Если человек что-то прочитал, они чем-то его привлекли или он просто любопытствует, что он должен делать?

– Очень просто. Сейчас в России, а тем более в США и других странах существует достаточно много сайтов масонских лож. Например, человек живет в Москве, хочет стать членом регулярной ложи, Великой ложи России, заходит к ним на сайт, там есть форум, пишет обращение: здрасьте, я-такой-то, интересуюсь. С ним проводят предварительные переговоры по телефону или интернету, видят – да, нормальный, достойный человек. Его приглашают вначале на «белый стол». Это такая трапеза с участием приглашенных гостей, которая проходит после масонских работ. Человек приходит на «белый стол», это чаще бывает где-то в ресторане или в закрытом клубе, садятся, вместе ужинают, беседуют, человек представляет себя. Дальше уже решает, хочет ли он быть в этой компании, а может быть, масоны решат, что он им не подходит, или направят в какую-то другую ложу. Через два, три или четыре посещения его уже назначают кандидатом. Человек заполняет анкеты, и происходит посвящение. Ничего сложного.

– В истории масонства много достаточно теневых страниц, которые связаны с вещами, не всегда сочетающимися с высокими идеалами и законностью как таковой. Самый яркий пример из истории ХХ века – это известная ложа Рropaganda due, или P2, в Италии, вокруг которой в свое время был грандиозный скандал. Как сами масонские организации с этим борются? Есть ли вообще в правилах масонских лож какие-то способы различения между тем, что еще приемлемо, и тем, что категорически нельзя? Как случилось, что та же ложа Р2 практически стала мафиозной организацией?

– Ложа Р2 не была мафиозной организацией. Это искусственный скандал, раздутый левой прессой Италии. Ложа была очень большая, солидная, там были влиятельные люди из спецслужб, из руководства армии. Левая пресса подняла скандал: караул, хотят устроить фашистский переворот. Никаких оснований под собой это не имело. Но поскольку ложа была очень большая, свыше 800 человек, там, естественно, попадались всякие люди. В том числе там был банкир по имени Роберто Кальви, он прикарманил деньги мафии, его потом убили. Пытались потом это дело связать с другими обвинениями. Но еще раз подчеркиваю: ложа Р2 как таковая никаких законов не нарушала, весь этот скандал был раздут совершенно искусственно. (История ложи Р2, от которой масонские структуры Италии дистанцировались, весьма запутанна, и на ее счет существуют самые разные версии. – РС). Но, конечно, бывают иногда скандалы и в масонской среде. Что при этом происходит? Собирается масонский суд чести, и человека, который допустил какие-то неправомерные действия, исключают либо на время, либо навсегда, либо исключают с лишением всех масонских степеней. Это наивысшее наказание.

– Если говорить о конспирологических теориях вокруг масонства, то как возник миф о тесной связи масонов и евреев, пресловутая концепция «жидомасонства»?

– Если мы возьмем всю масонскую историю с самого начала, даже если будем говорить только о символических степенях и шотландском уставе, то увидим там сильное влияние иудаизма. Первые три степени масонства вообще сугубо иудаистские, на них говорится о строительстве Иерусалимского храма. На более старших степенях, степенях шотландского устава, тоже очень много говорится о строительстве Иерусалимского храма, о его восстановлении после разрушения Навуходоносором, но начинают появляться в шотландском уставе и христианские идеи и термины. Но поскольку христианство тоже было основано евреями, все это носит отчетливо иудаистский характер. Большинство паролей, которые мы встречаем с 1-го по 33-й градус (прошу прощения, что я объединяю в одну кучу символическое и шотландское масонство), – это термины из древнееврейского языка. Поэтому, когда какие-то сведения обо всем этом стали появляться на публике, то ее обскурантская, черносотенная часть за это ухватилась и начала беспокоиться: ой, наверное, это евреи влияют. Стоит сказать, что евреев в масонство принимали, наверное, с самого начала. Первый еврей, о масонстве которого мы знаем, в 1723 году был назначен Мастером стула – президентом одной из масонских лож. Из чего понятно, что какое-то время до этого он уже был масоном, как минимум три года, поскольку он получил первый, второй, третий градус и должен был пройти пару должностей, прежде чем был назначен президентом ложи. Таким образом, не позднее 1720 года его приняли. А нужно учитывать, что современное регулярное масонство было создано в 1717 году. Однако была и ложа, куда евреев действительно долгое время не принимали, – это берлинская ложа Трех глобусов.

 

– То есть в представлении о евреях-масонах есть исторически истинное зерно, но плохо переваренное и снабженное изрядной долей антисемитизма?

– Вы сформулировали на сто процентов точно.

– Какое будущее у масонских организаций? Вы утверждаете, что сильным политическим влиянием они не пользуются, но в таком случае на чем основана их живучесть, продолжительность их традиции? Насколько активно они вербуют новых членов, например?

– По моим наблюдениям, сейчас интерес к эзотерическому масонству только растет. Люди активно вступают в ложи египетского масонства – это направление, основанное Калиостро. Люди там находят общение, могут обсуждать какие-то вещи. Если кто-то хочет заниматься политикой, то для этого есть сегодня политические партии, которые действуют совершенно свободно. Если кто-то хочет изучать эзотерику, духовные традиции, то приходит в эзотерические ложи масонства. Смерти их в ближайшее время мы никак не ожидаем, скорее наоборот. И этот расцвет связан в том числе с кризисом традиционной религии. То, чего человек не может найти в церкви или в синагоге, он находит в масонской ложе, – утверждает исследователь масонства Александр Рыбалка.

 

Источник Радио Свобода