Зодческие работы

Свобода, Равенство, Братство

Сестра Инна Г.


В профанском мире лозунг «Свобода, Равенство, Братство» (Liberté, Égalité, Fraternité), возникший и получивший развитие в масонстве, связывается с временами Великой французской революции. В более широком смысле он рассматривается как девиз всего буржуазного революционного движения.

Каждое из трёх понятий имеет свое значение в масонстве и в обществе в целом, однако именно в их единстве кроется глубокий смысл. Одно понятие дополняет другое, раскрываясь и развиваясь. Свобода раскрывается через равенство и проявляется братстве. Исключение элемента нарушает гармонию.

Поскольку Свобода, Равенство, Братство – обозначают сложные концепты из области духовной и социальной жизни, их трактовка может существенно различаться в зависимости от особенностей личности, знаний и убеждений, а также в зависимости от той парадигмы, в рамках которой они рассматриваются.

Будучи категориями абстрактного мышления, все три понятия могут трактоваться разными людьми и разными сообществами по-разному, отсюда и возникают споры и непонимания. Так, критикуя лозунг «Свобода, Равенство, Братство» Патриарх Кирилл утверждает: «Если свобода, то не может быть равенства, потому что свобода — это просто луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет: одна более сильная, другая послабее, а третью вообще не видно. А вот если равенство, то это подстриженный газон, все равны, но никакой свободы». Это очень яркий пример того, как по-разному могут понимать одни и те же слова разные, пусть даже очень начитанные и образованные, люди. Такое впечатление, что Альберт Пайк заранее подготовил ответ именно на этот выпад Патриарха, используя ту же метафору:

«Свобода — это вершина, Равенство — основа. Равенство — это не попытка уравнять, например, все типы растительности, чтобы на одном уровне произрастали и однолетние травы, и вековые дубы, в атмосфере всеобщей ревности и борьбы за существование. Это, применительно к человеческому обществу, равные возможности для всех».

Справедливости ради стоит сказать, что искажение первоначального смысла лозунга есть не только в приведенной цитате Кирилла. Дискуссии и споры ведутся на протяжении многих лет и веков, в том числе и в самом масонстве, что становится очевидным при чтении масонских форумов и зодческих, доступных в сети Интернет.

В Декларации прав человека и гражданина, лежащей в основе французской конституции, свобода определяется следующим образом: «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом». Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.

Анализируя различные определения свободы в этике, философии, социологии, психологии, я пришла к выводу, что все они говорят о возможности человека жить и действовать согласно своей воле, но предполагают при этом высокий уровень осознанности и понимания законов в самом широком смысле: законов социума и природы. Другими словами, будучи внутренним состоянием субъекта, свобода предполагает этичность, ответственность и приятие ближнего, то есть признание свободы другого. «Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие» (Ф.Гегель). Каждый человек свободен быть собой, и признает это право за другими. Думаю, это имеют в виду масоны, принимая в свои ряды людей свободных и добрых нравов.   

Равенство означает равные права и обязанности перед законом. В Декларации прав человека и гражданина формулировка такая: «Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями». Равенство как идея вызывает горячие споры по той причине, что изначально люди, условия их жизни, а также их желания и устремления не одинаковы. Но равенство не означает уравниловку. Речь идёт о равенстве возможностей, прав и ответственности. Масонство дает каждому брату равное право на участие в строительстве Храма. Масонство исповедует равенство людей независимо от цвета их кожи, вероисповедания, нации, социального происхождения и общественного положения.

Следует учитывать при этом исторический контекст, в котором формировалась доктрина равенства в масонской традиции. Этим, по видимому, объясняется ограничения по половому признаку, которые приняты в регулярном масонстве. Однако будем надеяться, что с развитием общества данное ограничение также будет преодолено. В Братстве ценность человека измеряется его достоинствами, а не его происхождением, вероисповеданием, социальным статусом или состоянием.

Братство определено в Декларации прав и обязанностей человека и гражданина 1795 года: «Не делай другим того, что не хотел бы получить сам; делай по отношению к другим такие благие поступки, какие хотел бы по отношению к себе». Братство предполагает тесную духовную связь, узы. Это уважение и принятие братьев такими, какие они есть. Лично для меня братство – это, всё же, аспект любви, так как именно любовь предполагает безусловное принятие человека и уважение к нему. Иногда люди, которых мы любим, совершают поступки, которые сложно уважать. Братская любовь позволяет в этот момент протянуть руку и дать оступившемуся возможность переосмыслить свои поступки. Братство есть единство, защита каждого всеми. С момента моего посвящения в Орден прошёл без малого год. И за это время я лично имела возможность почувствовать заботу, защиту и помощь братства в те моменты, когда мне нужна была поддержка: во время болезни, во время очень нелегких переживаний второго градуса, в решении даже мелких бытовых вопросов.

При посвящении в масонство мы все приносили клятву помогать своим братьям в час необходимости, любить и уважать их. Это основа основ, о которой я буду помнить всегда. Братская цепь – это важнейшая ценность. Свободные и равные братья создают её, чтобы вместе двигаться по пути Добродети к возведению Храма, выполненного по чертежу Великого Архитектора.