Эзотерическое масонство

Стюарты, Франция и Шотландский устав

Перевод и редактура Александра Рыбалка


Две старейшие ложи Франции скорее всего, прибыли «в багаже» гвардейских полков Якова II-го в 1689-м году в Сен-Жермен-ан-Лэ. Это были ложи «Совершеного равенства» (ложа Ирландского гвардейского полка, возглавляемого полковником Уильямом Дорлингтоном), и ложа «Добросовестность», составленная офицерами Шотландского полка, возглавляемого полковником Дилланом. Впрочем, это только теория – документальных подтверждений этого факта пока обнаружить не удалось.

24 октября 1776 года ложа «Совершенного равенства», работающая в полку графа де Уоллш-Серрана, расположенном в Бапоме, обратилась в Великий Восток Франции с просьбой о признании их конституции. 13 марта 1777 года Великий Восток признал, что изначальные конституции были даны ложе 26 марта 1688 года. В это время полк сражался за Якова II Стюарта в Ирландии.

Конституции ложи «Совершенного равенства» были возобновлены Великой Ложей Франции 9 октября 1772 года.

О полке мы знаем, что он высадился во французском Бресте 9 октября 1689 года под командованием полковника лорда Уильяма Доррингтона, и стоял гарнизоном в Сен-Жермен-ан-Ле до 1698 года.

Подробности этих событий можно найти в книге Луи Требюше «Шотландия и Шотландский устав» (1 том французского издания, стр.116).

Таким образом, первые французские ложи появились задолго до Конституций Андерсена. По своей сути они были католическими и стюартистскими (то есть выступали за поддержку династии Стюартов, католических правителей Шотландии), и не ведут свою родословную от Великой Ложи Лондона и Вестминстера, созданной в 1717 году. Новая Великая Ложа представляла собой одно из объединений, созданных для поддержки монархии, созданной после изгнания Стюартов. Одним из ее основных создателей был Жан-Теофил Дезагюлье, член Королевского Общества и близкий соратник Исаака Ньютона.

Французские масоны уже в 1728-м году решили признать «Великим Мастером масонов Франции» герцога Филиппа Уортона (1698 – 1731), который в 1728-1729-х годах пребывал в Париже и Лионе, а в 1723-м году занимал пост Великого Мастера Великой Ложи Лондона.

После него, до основания собствено французских послушаний, во Франции еще двое якобитов (сторонников Стюартов) занимали места Великих Мастеров. Это были Джеймс Гектор МакЛин (1703 – 1750), а после него Чарльз Рэдклифф, граф Дервентуотер (1693 – 1746). Рэдклифф был избран «Великим Магистром ордена франк-масонов во французском королевстве» 27 декабря 1736 года.

Отказ от поддержки Францией династии Стюартов, нежелание иметь проблемы с Сент-Джеймским кабинетом привели к тому, что в 1740-м году «генеральным и вечным Великим Мастером во французском королевстве» был избран француз, Луи де Пардальян де Гондрен, герцог Антинский.

А в 1743-м году Великим Мастером всех регулярных лож Франции был избран принц крови, Луи де Клермон-Конде, граф Клермонский.

Тем не менее французское масонство, отличное от английского, возникло именно благодаря Англии.

Заглянем в историю. В 1649-м году король Карл 1-й Стюарт, сменивший своего отца, Якова 1-го, на троне Англии и Шотландии, был обезглавлен по приказу английского парламента. Его старший сын в 1651-м году был коронован в Сконе королем Шотландии, однако уже в следующем, 1652-м году ему пришлось бежать на континент, чтобы не быть схваченным войсками Оливера Кромвеля.

После этого в Англии была упразднена монархия, и учреждена республика под названием Английское Содружество. Ее главой стал Оливер Кромвель.

В 1660-м году генерал Монк, военный губернатор Шотландии, поднял восстание и вернул на трон Англии и Шотландии коороля Карла 2-го. (Подробнее об этих событиях можно прочитать в романах Александра Дюма «Двадцать лет спустя» и «Десять лет спустя»).

После смерти Карла 2-го в 1685-м году его на троне сменил брат, Яков 2-й. Яков 2-й был католиком (в протестантской – вернее, англиканской – Англии), но не имел ни харизмы, ни политического мастерства старшего брата. Он был свергнут революцией, устроенной английскими протестантами и шотландскими пресвитерианами, которые привели на трон его дочь Марию Стюарт и ее мужа Вильгельма Оранского.

Яков 2-й отправился в изгнание на континент. Людовик 14-й предоставил в его распоряжение замок Сен-Жермен ан-Лэ, где Яков 2-й поселился в начале 1689 года вместе со своим двором и полками Ирландской гвардии. За ним последовали многие верные ему шотландцы и ирландцы. Яков 2-й пробыл в Сен-Жермен-ан Лэ долгие 13 лет…

Сторонников Стюартов называли «якобитами», от латинского варианта имени Яков – «Якобус».

Теперь опять вернемся в историю – в 1670-й год, когда в английских колониях Нового Света был основан город, названный Чарльз Тауном – в честь казненого английского короля Карла 1-го.

А 31 мая 1801-го года в чарльстоунской таверне «Шепард» был создан первый Верховный Совет Суверенных Великих Инспекторов 33-го градуса.

И сегодня в Верховный Совет инспекторов 33-го градуса любой страны могут входить только 9 человек. Это вызвано тем, что на первое заседание Верховного Совета пришло 9 человек.

Одна из вероятных причин, почему в качестве даты основания Верховного Совета была избрана 31 мая – это день вступления на престол прусского короля Фридриха 2-го, который считается покровителем устава. Также существует легенда, что в 1786-м году Фридрих 2-й подписал Великие Конституции, которые легли в основу формирования Шотландского устава.

Устав, созданный в Чарльстоне, был прямо вдохновлен французскими масонами, и обязан своим появлением Великой ложе Франции.

Начиная с 1750-го года Великая Ложа Франции все чаще возглавлялась братьями из шотландского ордена «Кавалеров Востока», высшими градусами которого были «рыцарь Солнца» и «принц Иерусалимский».

Начиная с 1760-го года это стало вызывать трения. В 1767-м году в Великой Ложе Франции произошел кризис, а в 1773 – раскол.

Первый «Великий Инспектор Нового Света» Этьен Морен появился в Бордо в марте 1763-го года с декретом «установить во всех частях света совершеное и возвышеное масонство». В то время под его началом было не 33 градуса, а еще только 28. Его патент был подписан лично Луи Бурбоном, графом Клермонским.

Еще два градуса были добавлены в 1766-м году, еще один – в 1768-м году, предпоследний – в 1776-м году. Последний – Великий генеральный Инспектор – это, по-видимому, просто преобразование в градус должности, которую имел Этьен Морен.

Несмотря на то, что термин «Древний и Принятый Шотландский устав» появился только в 1804-м году, Великая Ложа Франции руководилась обладателями этих градусов с 1773-го года.

В 1802-м году Великий Восток Франции принял указ, согласно которому всем французским ложам предписывалось пользоваться исключительно Французским уставом. Понятно, что этому воспротивились ложи, практиковавшие древние шотландские ритуалы.

Созданный в 1804-м году Верховный Совет Франции в 1815-м году, после падения империи, практически прекратил функционировать. Поэтому в 1821-м году он был переинсталлирован при участии Верховного Совета Наветренных и Подветренных островов (имеются в виду французские колонии в Карибском море), созданном в 1802-м году де Грассом Тилли.

Таким образом, современный Верховный Совет Франции стал вторым Верховным Советом мира, единственным правопреемником Верховного Совета, созданного в Чарльстоне в 1801-м году.

В Верховном Совете мы видим слияние между якобитами – сторонниками Стюартов, древней Шотландией, алхимией, каббалой, христианским гнозисом и тамплиерской традицией.

Шотландские символические ложи с 1743 года подчинялись Великой Ложе Франции. Затем для управления ими создавались различные структуры, пока в 1894-м году управление вновь не вернулось в Великой Ложе Франции.

Таким образом, мы видим, что французское масонство отличается от английского, созданного Дезагюлье – оно не боится трансцедентности, и не чуждается некоторой «вертикальности власти».

Великая Ложа Франции и Верховный Совет Франции являются полностью независимыми и суверенными. Каждый имеет свою сферу компетенции, но должны действовать сообща для правильной гармонии обряда.

Сегодня в Великой Ложе Франции состоят 33 000 человек (это второе по величине масонское послушание Франции после Великого Востока), в Верховном Совете Франции – 9 000 человек. Это крупнейший орган Шотландского устава на континенте.