Зодческие работы

Александр Грибоедов — Многогранный гений

Зодческая работа
Сестра:. Ирина Л:.


Александр Грибоедов – выдающаяся фигура в истории России. Большинству он запомнился только как автор пьесы «Горе от ума», хотя талант его был очень многогранен: композитор, поэт, драматург, экономист, плюс к этому —дипломат, государственный чиновник, дослужившийся до чина статского советника.

Он сумел преодолеть тысячи препятствий, восторжествовать над серьезнейшими противниками и проявить не только талант и гений, но и качество, которое первым и главным отмечали в нем все друзья и недруги — ум.

Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной родовитой семье, в 1795 году.

В возрасте шести лет юный Александр уже говорил на четырёх языках, включая русский. Всего же он в будущем освоил 9 иностранных языков, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык. В возрасте 11 лет он поступил в Московский университет на словесное отделение, которое закончил уже через 2 года.

По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он — автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепьянная соната — самое серьезное музыкальное произведение

Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней.

Во время войны 1812 года Грибоедов служил в гусарском полку, в который вступил добровольно. В это время ему было всего 17 лет. Грибоедов в составе добровольческого гусарского полка перемещается между Москвой, Казанью, Владимиром и Брестом, знакомится со Степаном Бегичевым – это самая крепкая дружба на всю жизнь, – и князем Шаховским, драматургом и значительным театральным деятелем Петербурга. Среди товарищей он прослыл неугомонным проказником — В Брест-Литовске, к примеру, он въезжает на коне на второй этаж особняка, где проходил бал, куда его не пригласили. А во время католической службы в Бресте заиграл на органе по лежащим перед ним нотам, а потом, когда видимо, ему надоело, он сыграл задорную плясовую «Камаринскую».

В 1815-1817 годах в Петербург возвращаются офицеры, прошедшие с армией через Европу. Среди них и Александр Сергеевич Грибоедов. Возникают разговоры, за разговорами – различные союзы.

Очутившись в столице Российской империи и поступив на дипломатическую службу, Грибоедов вел себя как развязный великосветский повеса. Придя на модный спектакль в театр, Александр Сергеевич (молодой, еще не прославившийся драматург и не поэт) занялся тем, что начал громко, вызывая всеобщий интерес, аплодировать. Но не в ладоши, а по почтенной лысине сидящего перед ним в зале зрителя.

Однажды в 1816 году в театре кто-то слегка коснулся плеча Грибоедова. Он обернулся — Чаадаев! Они не виделись пять лет, и тот несколько изменился, немного поредели локоны, заострились черты лица. Но умопомрачительная изящность одежды и жестов осталась прежней, рядом с Чаадаевым Грибоедов померк, хотя считался одним из превосходно одевающихся молодых денди. Старые знакомые, они обрадовались друг другу, и Чаадаев повел Александра к себе в Демутов трактир, где останавливался всякий раз, как приезжал в Петербург из Царского Села, из своего лейб-гусарского полка. Но прежней легкости общения не было. Чаадаева неприятно поразили нынешнее легкомыслие Александра, его беспорядочные театральные связи. Он рьяно принялся за перевоспитание заблудшего юнца и начал с предложения вступить в масонскую ложу «Соединенных друзей», где и сам состоял. Грибоедов всегда сторонился масонских лож. Он с детства питал неприязнь к каким бы то ни было правилам, не любил ни карты, ни шахматы, не вступал ни в какие общества, поскольку не выносил подчинения, даже в игре. Но Чаадаев нашел его слабое место: в ложе, куда он звал приятеля, в торжественных заседаниях участвовали и дамы (!), а члены ее составляли оркестр (!) и исполняли гимны и кантаты на стихи вездесущего забавника Василия Львовича Пушкина под музыку знаменитого Кавоса, автора «Днепровской русалки». Музыкальные концерты ложи показались Грибоедову интересными, и он принял предложение.

Часть членов этой ложи была настроена либерально. Тут «возвещали борьбу с фанатизмом и национальной ненавистью, проповедовали естественную религию и напоминали о триедином идеале «Soleil, Sience, Sagesse» (Солнце, Знание, Мудрость)». Но Грибоедов вступил в ложу в то время, когда она переживала состояние кризиса. В начале 1817 года среди «братьев» разразился скандал: один из «вольных каменщиков», актер французской труппы Дальмас, был обвинен в том, что продал за 300 рублей мастерскую степень какому-то Смирнову, «оказавшемуся человеком недостойным». В ложе произошел раскол. Часть ее членов образовали новую ложу «Du Bien»

(«Благо»). 13 января 1817 года был составлен ее «первоначальный акт», подписанный среди прочих и Грибоедовым.

Грибоедов далеко не пошёл в масонстве. Именно из-за своих этих реформаторских идей. Он два раза пытался отпочковаться как бы, создать аффилированную ложу. А это наводило руководителей масонства на мысль о некотором сепаратизме, о чрезмерных амбициях. Он был тогда ещё довольно молод, но видел себя реформатором масонского дела и видел в масонстве не столько орудие внутреннего самосовершенствования человека, сколько орудие для благотворительных целей, среди которых грамотность он считал наиправёйшим долгом.

Ирония была в том, что он хотел дело просвещения России продвинуть с помощью ложи, где всё должно было быть на французском языке и сам устав был написан на французском. Но тем не менее, он требовал, чтобы члены ложи говорили по-русски, и чтобы они видели в распространении русской грамоты главную свою задачу.

Особое внимание он уделял распространению грамотности, вдохновляясь Белл-Ланкастерской системой обучения, разработанной английскими масонами. Эта система, изначально примененная среди крестьян, затем была распространена в английской армии, где старшие по званию и возрасту обучали молодых. Эффективность этой системы привела к поголовной грамотности в английской армии. Вдохновленные этим, русские офицеры после заграничных походов также мечтали о внедрении подобных методов в России, но столкнулись с косностью и убеждениями военных руководителей, которые не хотели обучать солдат грамоте.

«солдата грамоте учить — только портить.»

То есть если бы этот проект состоялся, дело массового обучения русского народа грамоте сдвинулось бы с мертвой точки гораздо быстрее. Для масонов это была подлинная идея-маяк, которая все время их вдохновляла. И Грибоедов очень много жара души вкладывал в это дело.

Почему бы ему было не служить просто? Но он же упорно шел против системы, в том числе и в масонском своём служении. Он был человек неуспокоенный, которому до всего было дело. Он был неравнодушным. А такие люди всегда составляют золотой запас любой нации.

Летом 1817 года Грибоедов поступает на государственную службу в Коллегию иностранных дел (здание на Английской набережной, д. 32) сначала в качестве губернского секретаря, а позже переквалифицировавшись в переводчика. В ноябре 1817 года произошло роковое событие для Грибоедова. Танцовщица Авдотья Истомина, описанная у Пушкина в «Евгении Онегине», стала причиной легендарной четверной дуэли, на которой был убит штабс-ротмистр Василий Шереметев.

В 1818 году Грибоедов был определен в новообразованную русскую миссию при дворе Фетх-Али шаха секретарем при поверенном в делах в Иране Мазаровиче.

По воспоминаниям самого Грибоедова, это назначение было, по существу, ссылкой после дуэли. «Только обстоятельства заставили меня отдаться дипломатии», – писал он.

По дороге в Персию, он останавливается в Тифлисе, где встречает одного из участников четверной дуэли – Якубовича. Между ними снова происходит дуэль. Якубович стреляет Грибоедову в кисть, приговаривая:

«Не будешь ты больше играть на пианино, Саша!».

Грибоедов стреляет в воздух.

В течение пяти лет после дуэли Александр Сергеевич служил в дипломатической миссии в Тевризе, сейчас это четвертый город Ирана по населению. Но жизнь в Тевризе была для него равносильна ссылке. Хандра, тоска, рифмы не выходят из-под пера, зато удается вывести из плена полторы сотни русских солдат, лично сопровождая их до Кавказа.

И все-таки именно Тевризу Грибоедов обязан началом решительной работы над комедией «Горе от ума». Однажды (шел 1821 год), он увидел сон, в котором человек небольшого роста говорит ему: «Лень губит всякий талант». После чего Грибоедов в кругу друзей уже рассказывает о своей новой комедии, читает отрывки и дает клятву закончить текст через год.

В 1822 году Грибоедов уезжает в Тифлис, чтобы сообщить о войне, начатой между Персией и Турцией, но по дороге падает с коня и ломает в двух местах руку, что позволяет ему больше не возвращаться в «дипломатический монастырь» (так он прозвал Тевриз). В Тифлисе Грибоедов становится секретарем по дипломатической части при генерале Алексее Петровиче Ермолове.

Летом 1823 года Грибоедов на два года покидает службу, живет в Петербурге, Москве и в имении Бегичево в Тульской области. Заканчивает работу над первой редакцией комедии «Горе от ума», читает ее Ивану Андреевичу Крылову. Крылов слушал, опустив голову, и в конце вдруг заплакал, сказав: «Вот и я бы так написал, если б не матушка!» (Иван Андреевич говорил о Екатерине II).

Два года, с конца 1823 до мая 1825 года, – один из счастливейших периодов непродолжительной жизни Грибоедова. Он не ходит на

службу, создает свой шедевр, достигает творческого максимума и становится модным, популярным. Грибоедов привозит рукопись «Горя от ума» в столицу и разъезжает по званым обедам и ужинам с чтением комедии.

Впрочем, радость быстро сменяется новыми тревогами: комедию не печатают и не ставят из-за запрета цензуры. В театральном альманахе Булгарина напечатаны только отрывки из первого акта, без сокращений комедия выйдет лишь через 33 года после смерти автора. Грибоедов мечется, он в тупике, денег нет, надо возвращаться на Кавказ, на службу. Ермолов и так разрешил ему рекордно большой отпуск. В мае 1825 года Грибоедов покидает Петербург.

По возвращении на Кавказ осенью 1826 года Грибоедов принимал участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны. Кроме того, он занимался вопросами гражданского управления на Кавказе, а также составил «Положение по управлению Азербайджана».

В феврале 1826 г. Грибоедов был вызван в Петербург в качестве подозреваемого по делу декабристов, поскольку в бумагах многих арестованных находились списки «Горя от ума», а на допросах некоторые из них назвали его среди членов тайного общества. Однако Грибоедов успел уничтожить часть своего архива, а на следствии категорически отрицал свою причастность к заговору, и в начале июня его освободили из-под ареста.

При его участии в 1828 году были основаны «Тифлисские ведомости», открыт «рабочий дом» для женщин, отбывающих наказание. Грибоедов составляет вместе с Петром Демьяновичем Завелейским проект об «Учреждении Российской Закавказской компании», который направлен на развитие промышленности края.

В том же году между Россией и Персией был подписан Туркманчайский мирный договор, Грибоедову в этом событии принадлежит очень важная роль: в письме российскому императору генерал Паскевич утверждал, что именно Александр Сергеевич добился подписания договора. После этого Грибоедов был назначен русским посланником в Персии, где трагически погиб. Назначение это было скоропостижным, по настоянию Николая 1 и не столько за заслуги, сколько чтобы от него избавиться. Незадолго до назначения у Грибоедова был разговор с императором, в котором он просил о милосердии для сосланных декабристов, большинство из которых были его друзьями. Александр Сергеевич знал, на что шел, но поступить иначе ему не позволила совесть.

Грибоедов очень не хотел ехать в Персию, гнетущее предчуствиие преследовало его с самого момента назначения. Навсегда из Петербурга Грибоедов уезжает 6 июня 1828 года, в день рождения Пушкина, пробыв в столице 82 дня. По дороге на юг Грибоедов заезжает к Бегичеву в Тулу и говорит ему: «Вряд ли мы с тобою более увидимся, Степан!..».

Последние месяцы жизни ему скрасила женитьба на грузинской княжне Нине Чавчавадзе, которая была младше его на 17 лет. Будущие супруги познакомились ещё в те годы, когда Нина была ребёнком: Грибоедов был близким другом князя Чавчавадзе. Он влюбился в очаровательную 16-летнюю девушку и попросил её руки. Та без раздумий согласилась. Они были счастливы только 3 месяца, а после гибели мужа она потеряла ребенка и тяжело заболела.Она поправилась, но к жизни не вернулась и носила по мужу траур всю жизнь. За это её прозвали «чёрной розой Тифлиса»..

По официальной версии, в Персии в числе других дел российский министр занимался отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок,

попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с дипломатом. Реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию. 11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года во время разгрома русской миссии в Тегеране Александр Грибоедов был зверски убит.

Тело дипломата, изуродованное до неузнаваемости, опознали по остаткам посольского мундира и старому ранению, полученному на дуэли с Якубовичем в 1818 году. Вместе с российским послом погибли все сотрудники посольства, кроме секретаря Ивана Мальцева, и казаки посольского конвоя, — всего 37 человек. По другой версии — гибель Грибоедова связывали с заговором англичан, которым была выгодна гибель русского посланника и ухудшение отношений русско-персидских отношений.

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах» весом в 87 карат

В июне 1829 года Грибоедов был похоронен в гроте под церковью Святого Давида на горе Мтацминда в окрестностях Тифлиса, где он жил в начале 1820-х годов.

Он не любил правил и уставов, но был настоящим масоном -бесконечно порядочным, благородным человеком, посвятившим свою жизнь служению Родине, борьбе с неграмотностью народа, он выступал против крепостного права, несправедливости, освобождал пленных, а ведь всё это соответствует истинно масонским принципам — Свобода! Равенство! Братство!

Источник:

  1. Леонид Мацкин (передача «Братья»)
  2. Ильина Галина (для проекта «Образовака»)
  3. Цимбаева Екатерина. Грибоедов
  4. Сергей Сурин, литературовед, член Интернационального союза писателей
  5. Спецпроект Посольства РФ в Узбекистане совместно с АН Podrobno.uz
  6. Пиксанов Н. К. Летопись жизни и творчества А. С. Грибоедова
  7. Фомичев С.А. Грибоедов в Петербурге

 

https://historylib.org/historybooks/Leonid-Matsikh—Nargiz-Asadova_Bratya—Istoriya-masonstva-v-Rossii/21

https://sputnik-georgia.ru/20170115/Chego-vy-ne-znali-o-Griboedove-ili-222-goda-so-dnja-rozhdenija-genija-234540523.html

WWW.SMOL.KP.RU: https://www.smol.kp.ru/daily/26181/3070775/.

https://lermontovka-spb.ru/author/aleksandr-sergeevich-griboedov/

https://podrobno.uz/lp/pustayastranitsa5/