Дорогие друзья!
Мы рады поделиться с вами фрагментом из готовящегося к выходу пятитомника «Под Сводами Вечности — Мистерии посвящения от неофита до Верховного Жреца», посвященного памяти Великого Иерофанта Ордена Древнего и Изначального Устава Мемфис и Мицраим, брата Александра Рыбалка.
Автор: Фра:. Ураниэль Альдебаран 33º, 90º, 97º, 98° SIIEM, 99º Hon WAEO, K:.O:.A:.
Представленный ниже текст не содержит тайн градусов, поэтому мы с радостью делимся им с широкой аудиторией, стремящейся к духовному росту и самопознанию.
Приятного чтения и да пребудет с вами Свет!
Менора с семью ветвями, в своем нынешнем узнаваемом виде, претерпела много изменений на протяжении истории, пока не стала национальным символом Государства Израиль. Но почему именно менора была выбрана еврейским символом? Ответ на этот вопрос уходит корнями в глубокую древность и связан с богатой символикой меноры в еврейских священных текстах.
Согласно Библии (Исход 25:31-40) менора была изготовлена Моисеем по повелению Б-га для скинии собрания в период странствий евреев по пустыне после исхода из Египта. Она была сделана из чистого золота, имела 7 ветвей и использовалась для освещения. Менора должна была гореть непрерывно, символизируя постоянное присутствие Б-га среди народа Израиля. В книге Исход (27:20-21) говорится: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицом Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых»
В период Первого Храма (950-586 до н.э.), построенного царем Соломоном, в нем также находилась золотая менора. Но Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н.э., и утварь, включая менору, была утрачена.
Во Втором Храме (516 до н.э. — 70 н.э.) менора была воссоздана по образцу первоначальной меноры скинии. В Храме первосвященник зажигал менору каждый вечер и чистил каждое утро, поддерживая непрерывное горение.
В еврейской традиции менора наделяется глубоким символическим смыслом. Талмуд (Менахот 28б) говорит, что менора символизирует мудрость и свет Торы: «Тот, кто хочет обрести мудрость, пусть обратится на юг [где стояла менора в Храме]» (הרוצה להחכים ידרים). Мидраш (Бемидбар Рабба 15:7) сравнивает семь ветвей меноры с семью днями творения (שבעת ימי בראשית), семью континентами (שבע יבשות) и семью небесами (שבעה רקיעים). В каббалистической книге Зоар (Бехаалотха 148а) менора ассоциируется с космическим древом жизни и божественными эманациями (сфирот): «Святой, благословенный Он, создал менору из золота, соответствующую высшей меноре [в духовных мирах], с семью ветвями, украшенными всеми украшениями» (קודשא בריך הוא עבד מנרתא דדהבא, כגוונא דמנרתא עילאה, בשבעה קנין, מתקשטא בכל קישוטין).
Самое раннее графическое изображение храмовой меноры появляется на редкой монете, отчеканенной последним Хасмонейским царем Маттафией Антигоном II (40-37 до н.э.), за 107 лет до разрушения Второго Храма. Однако в то время доступ к меноре внутри Храма был ограничен, и люди могли только смотреть на нее издалека, запечатлевая в памяти ее образ. Поэтому менора, вероятно, еще не была широко распространенным национальным символом.
После разрушения Второго Храма римлянами в 70 г. н.э. менора стала важным символом для евреев, особенно в изгнании. Этому способствовало ее заметное изображение на арке Тита в Риме среди трофеев, вывезенных из Иерусалимского храма. Арка была построена в 81 г. н.э. архитектором Рабирием по приказу императора Домициана в честь победы его брата Тита над иудеями. Изображение меноры на арке было выполнено неизвестными римскими скульпторами настолько детально и узнаваемо, что послужило прототипом для ее последующих визуальных репрезентаций.
Талмуд (Шаббат 21б) описывает чудо, связанное с менорой во время освящения Второго Храма в 164 г. до н.э.: несмотря на то, что чистого ритуального масла хватало только на один день, она чудесным образом горела восемь дней, пока не было приготовлено новое масло. Это чудо легло в основу праздника Хануки (מאי חנוכה דתנו רבנן בכ״ה בכסליו יומי דחנוכה תמניא אינון דלא למספד בהון ודלא להתענות בהון שכשנכנסו יוונים להיכל טמאו כל השמנים שבהיכל וכשגברה מלכות בית חשמונאי ונצחום בדקו ולא מצאו אלא פך אחד של שמן שהיה מונח בחותמו של כהן גדול ולא היה בו אלא להדליק יום אחד נעשה בו נס והדליקו ממנו שמונה ימים לשנה אחרת קבעום ועשאום ימים טובים בהלל והודאה). В Талмуде и Мидрашах (III-V вв. н.э.) менора упоминается как важный иудейский символ, ассоциирующийся со светом Торы, духовностью, божественным присутствием (שכינה). Ее семь ветвей символизируют 7 дней творения (שבעת ימי בראשית).
Менора часто изображалась в античных синагогах как в Израиле, так и в диаспоре — на мозаиках, фресках, саркофагах, масляных лампах, подсвечниках и т.д. Примеры таких изображений найдены в древних синагогах Дура-Европос в Сирии (роспись, III в. н.э.), Сард в Турции (мозаика, IV в. н.э.), Остии в Италии (мозаика, IV в. н.э.), Кфар-Нахум в Израиле (резная каменная менора, IV-V вв. н.э.) и др. Это говорит о ее значимости как узнаваемого еврейского символа уже в древности.
В средние века и в Новое время менора остается устойчивым еврейским символом. Один из величайших еврейских мыслителей Средневековья Рамбам (Маймонид, 1135-1204) в своем философском труде «Мишне Тора» (Законы о Храме 3:1-10) приводит подробное описание меноры и размышляет о ее символическом значении: «Семь ветвей меноры соответствуют семи планетам, которые освещают землю… И подобно тому, как менора освещает Храм, так и эти семь планет освещают мир» (שבעת הקנים כנגד שבעת כוכבי לכת המאירים את הארץ… וכשם שהמנורה מאירה את ההיכל, כך שבעת כוכבי הלכת מאירים את העולם). Менора часто встречается в средневековых рукописях, книгах, ритуальных предметах, оформлении синагог, на надгробиях.
В современном иудаизме менора является одним из главных символов Хануки. Ханукальная менора (חנוכיה) имеет девять ветвей — восемь для свечей, символизирующих восемь дней чуда, и одну для вспомогательной свечи (שמש).
После разрушения Второго Храма судьба самой храмовой меноры остается неизвестной. Существуют различные предания о ее возможном местонахождении, но они не подтверждены фактами. Редкую монету Маттафии Антигона с изображением меноры можно увидеть в Центре Дэвидсона в археологическом саду Старого города Иерусалима.
При создании современной государственной символики Израиля менора была выбрана как один из древнейших и наиболее значимых еврейских символов. Дизайн государственной печати и герба с менорой был разработан графиком Максимом Шамиром и утвержден Кнессетом 10 февраля 1949 года, менее чем через год после провозглашения независимости Израиля. С тех пор менора является официальным символом Государства Израиль, подчеркивая непрерывность еврейской истории и духовную связь современного еврейского государства с древними традициями.
У самаритян, согласно археологическим данным, известно около 20 мест бывших синагог, из которых 7 были раскопаны или исследованы. Две синагоги в Хирбет-Самаре и Эль-Хирбе датируются IV-V веками н.э. В Эль-Хирбе сохранился мозаичный пол с изображением храма, меноры, труб, шофара и других ритуальных предметов. На мозаике в Хирбет-Самаре изображен ковчег, символизирующий самаритянский храм. Погребальные глиняные лампы III-IV вв. распространены в Самарии и Бет-Шеане, на них встречаются меноры с 5 или 7 ветвями в простом геометрическом орнаменте.
В раннем христианстве также использовалась символика меноры, наряду с другими ветхозаветными мотивами. Археологические находки указывают на совмещение меноры с крестом и другими христианскими символами на предметах обихода, настенных росписях и мозаичных полах VI-VIII вв. в Палестине, Сицилии, Карфагене. В христианских церквях семисвечник, восходящий к меноре, символизировал Духа Святого, семь таинств, Церковь как новый Храм. Ранние Отцы Церкви называли менору символом Христа, но христианские семисвечники отличались по форме от еврейских.
Интересно, что символ меноры был заимствован масонскими ложами и приобрел новые смысловые оттенки в контексте масонской символики. В масонской традиции менора символизирует свет знаний, просвещения и духовного озарения, а ее семь ветвей ассоциируются с семью свободными искусствами и науками (тривиум и квадривиум), которые составляли основу средневекового образования и считались необходимыми для нравственного и интеллектуального совершенствования человека. Масоны рассматривают менору как важный символ, восходящий к временам строительства легендарного Храма Соломона в Иерусалиме. Согласно масонскому преданию, Храм Соломона был возведен царем Соломоном и мастером-строителем Хирамом Абиффом, которые считаются идеальными образами мудрого правителя и искусного архитектора. В масонской мифологии Храм Соломона предстает как воплощение гармонии, красоты и совершенства, а его строители — как идеальные мастера-масоны, обладающие сокровенными знаниями и добродетелями. Поэтому масоны используют образ меноры как символ причастности к древней мудрости и духовному свету, который несли строители Храма Соломона. Менора в масонской интерпретации выступает как светоч истины, освещающий путь к нравственному и духовному совершенствованию, а также как символ преемственности масонской традиции, уходящей корнями в древность. Таким образом, менора в масонстве является не только данью уважения к еврейской традиции, но и выражением собственных ценностей и идеалов масонского ордена, связанных со стремлением к свету знаний, самосовершенствованию и строительству идеального общества по образцу Храма Соломона.
Таким образом, менора имеет многовековую историю и глубокие корни в иудейской традиции как сакральный и национальный символ — от библейских времен до современности. Ее богатая символика, засвидетельствованная в Торе, Талмуде, Мидрашах и каббалистических текстах, привлекала внимание не только евреев, но и представителей других культур, как показывает пример с масонством. Претерпев изменения, менора стала узнаваемой эмблемой, отражающей духовный свет и историческую преемственность еврейского народа.
Add Comment - Добавить Комментарий