(Изображение: Александр Фёдорович Керенский (крайний слева) во время заседаний одной из комиссий в IV Государственной думе)
АЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ КЕРЕНСКИЙ — МАСОН, ПОЛИТИК, РЕФОРМАТОР
К 144-й годовщине со дня рождения
В истории России найдется немного фигур столь противоречивых и значимых, как Александр Фёдорович Керенский, чьё 144-летие мы отмечаем сегодня, 4 мая 2025 года. Человек, возглавивший страну в один из самых турбулентных периодов российской истории, первый и единственный демократически избранный лидер страны до распада СССР, чья судьба неразрывно связана с судьбой российского масонского движения начала XX века. Его жизненный путь представляет собой увлекательнейшую историю взлета и падения, исторического триумфа и последующей многолетней эмиграции.
Родившийся 4 мая 1881 года в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье директора местной гимназии, Керенский с детства проявлял незаурядные способности и характер борца. Примечательно, что будущий лидер Временного правительства появился на свет в том же городе, что и Владимир Ульянов-Ленин, с разницей в одиннадцать лет. Эти два уроженца Симбирска позже окажутся по разные стороны революционных баррикад, и именно большевики во главе с Лениным свергнут правительство Керенского в октябре 1917 года.
Детские годы Александра Фёдоровича были омрачены тяжелой болезнью – туберкулезом бедренной кости. После операции мальчик провел полгода прикованным к постели и долгое время носил металлический, кованый сапог с грузом. Этот период, по собственным воспоминаниям Керенского, стал временем знакомства с миром книг, что заложило фундамент его интеллектуального развития.
В 1899 году, после окончания ташкентской гимназии с золотой медалью, Керенский отправился в Санкт-Петербург, где поступил сначала на историко-филологический, а затем перевелся на юридический факультет университета. Завершив образование в 1904 году, он начал карьеру адвоката, специализируясь на политических процессах. Именно на юридическом поприще Керенский приобрел первую известность – его защита лидеров армянской партии «Дашнакцутюн» в 1912 году принесла фурор, когда из 145 обвиняемых 95 были оправданы.
Путь молодого юриста в политику начался через правозащитную деятельность. Во время первой русской революции 1905 года он активно участвовал в политической работе, сотрудничал с эсерами, редактировал журнал «Буревестник», за что в 1906 году был арестован и некоторое время провел в заключении. Его популярность как защитника гражданских прав росла, и в 1912 году он возглавил комиссию Государственной Думы по расследованию Ленского расстрела, где его выводы в пользу расстрелянных рабочих значительно укрепили его авторитет в прогрессивных кругах.
Логичным продолжением этой деятельности стало избрание Керенского в IV Государственную думу от «трудовиков» – партии, близкой к социалистам-революционерам. Выступления молодого депутата в Думе против политики имперского правительства снискали ему славу одного из лучших ораторов левых фракций.
Именно в этот переломный период жизни, в 1912 году, произошло событие, которое сыграло ключевую роль в его политической карьере – Александр Фёдорович был инициирован в масоны в ложе «Малая Медведица» Великого Востока народов России (ВВНР). Масонское движение в России начала XX века представляло собой уникальный феномен – оно значительно отличалось от классического масонства, делая акцент не на традиционных ритуалах и философской работе, а на политической активности и объединении различных оппозиционных сил.
ВВНР возник в 1912 году на основе лож, отколовшихся от Великого Востока Франции. Российская организация порвала связи с зарубежными масонскими структурами, упростила ритуалы и сосредоточилась на политических целях. В отличие от традиционных масонских лож, во главе ВВНР стоял не Великий Мастер, а Генеральный секретарь Верховного Совета, что подчеркивало политический, а не традиционно-масонский характер организации.
Керенский быстро продвигался по иерархии ВВНР. После двух лет пребывания в организации он вошёл в её руководство, а в 1916 году, на очередном конвенте ВВНР, был избран генеральным секретарём, сменив на этом посту Николая Некрасова, члена партии кадетов. Это назначение демонстрирует не только личный авторитет Керенского в оппозиционных кругах, но и растущую радикализацию российского масонства, которое эволюционировало от умеренных реформистских позиций к идее свержения монархии и установления республики.
По сведениям историков масонства, ВВНР объединял около 400 человек в нескольких десятках лож, организованных по территориальному принципу. Помимо обычных лож, существовали специальные – «Военная», «Литературная» и думская ложа «Роза». В рядах организации состояли представители различных политических направлений, преимущественно либеральной и левоцентристской ориентации, многие из которых были депутатами Думы.
Февральская революция 1917 года стала моментом триумфа для Керенского и его соратников по ВВНР. 27 февраля, когда думская сессия была прервана указом императора Николая II, Керенский призвал депутатов не подчиняться царской воле. В тот же день он вошёл в состав Временного комитета Государственной думы и Военной комиссии, руководившей действиями революционных сил против полиции. Параллельно он стал заместителем председателя Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, чем обеспечил себе уникальное положение связующего звена между двумя центрами власти, возникшими после падения монархии.
В первом составе Временного правительства, сформированном 2 марта 1917 года, Керенский получил пост министра юстиции. По свидетельству писательницы Нины Берберовой, исследовавшей историю русского масонства, этот период стал «апогеем русского масонства», поскольку из одиннадцати министров первого состава Временного правительства десять были масонами. Через этот масонский «каркас» революционной власти Керенский начал проводить важнейшие либеральные реформы.
Одним из первых его достижений на посту министра юстиции стало принятие 20 марта 1917 года постановления «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». Этот акт де-юре отменил 126-летний позорный институт черты еврейской оседлости – территориальных ограничений для проживания евреев в Российской империи. Примечательно, что по просьбе «Союза для достижения полноправия еврейского народа в России», в тексте постановления намеренно избегали прямого упоминания евреев и черты оседлости, делая акцент на общей отмене дискриминационных мер.
Именно благодаря Керенскому евреи России впервые получили полные гражданские права, возможность занимать любые должности в армии, гражданской администрации, судебных органах, а также поступать в учебные заведения без процентной нормы. Это было логичным продолжением его довоенной позиции – еще будучи адвокатом и депутатом Думы, он активно защищал права еврейского населения и выступал против антисемитизма. Показательно его участие в деле Бейлиса, где он публично поддержал еврея, обвиненного в ритуальном убийстве, называя это обвинение «мировым позором» для России.
В мае 1917 года Керенский перешел на пост военного министра, а в июле, после отставки князя Львова, возглавил Временное правительство. Это назначение привело к изменениям и в масонской иерархии – пост генерального секретаря ВВНР перешел к меньшевику Александру Гальперну, занимавшему должность управляющего делами Временного правительства.
Военный министр Керенский со своими помощниками. Слева направо: полковник Владимир Львович Барановский, генерал-майор Григорий Андрианович Якубович, Борис Викторович Савинков, Александр Фёдорович Керенский и полковник Георгий Николаевич Туманов (август 1917 года)
Период руководства Керенского Временным правительством совпал с беспрецедентной волной его популярности. Газеты того времени именовали его «рыцарем революции», «львиным сердцем», «первой любовью революции», «народным трибуном», «гением русской свободы», «солнцем свободы России», «народным вождем», «спасителем Отечества», «пророком и героем революции». Вокруг его фигуры сложился своеобразный культ личности – издавались брошюры с его романтизированными биографиями, его речи переписывали в дневники, а сам он поддерживал аскетический образ «народного вождя», нося полувоенный френч и короткую стрижку.
Однако ему пришлось руководить страной в невероятно сложный период. Главным вызовом стала необходимость продолжать участие России в Первой мировой войне, несмотря на растущее стремление народа к миру. Керенский и другие лидеры Временного правительства чувствовали себя обязанными соблюдать обязательства перед союзниками по Антанте и рассчитывали, что победа в войне укрепит международные позиции новой демократической России. Однако эта политика, в сочетании с рядом тактических ошибок, стала главной причиной падения его правительства.
Боязнь правого военного переворота привела Керенского к политике «никаких врагов слева», что значительно усилило большевиков и дало им возможность агитировать в армии и создавать свои вооруженные формирования. Обещания большевиков дать «хлеб, мир и землю» находили всё больший отклик среди уставших от войны солдат и рабочих.
В октябре 1917 года правительство Керенского было свергнуто большевиками. После неудачной попытки вернуть власть с помощью верных войск под командованием генерала Краснова, Александр Фёдорович был вынужден скрываться, а затем покинуть Россию. Так начался его долгий, почти 53-летний эмигрантский период жизни.
В эмиграции Керенский продолжал активную политическую и публицистическую деятельность, редактировал газету «Дни», выступал с лекциями, писал мемуары. Он поддерживал связи с масонскими кругами, хотя его отношения с зарубежными масонскими организациями были неоднозначными. По некоторым данным, ему пришлось заново проходить инициацию в зарубежных ложах, поскольку ВВНР не признавался «регулярными» масонскими организациями. В США Керенский получил 33-й градус масонского посвящения и был членом организации Бнай-Брит.
Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Керенский официально вышел из масонства в знак протеста против того, что многие его «братья» из эмигрантских лож поддержали нападение Гитлера на СССР. Несмотря на идеологические разногласия с советской властью, Керенский выступил в поддержку своей родины в борьбе против нацизма. Он обратился к Сталину с предложением о сотрудничестве, которое, впрочем, осталось без ответа, и активно выступал по радио, поддерживая военные усилия союзников.
Послевоенные годы Керенский провел между Францией и США. С 1946 года он сотрудничал с Гуверовским институтом войны, революции и мира при Стэнфордском университете, где помогал систематизировать и классифицировать огромный архив документов, связанных с российской историей. Он продолжал писать мемуары и исторические работы, в том числе трехтомную «Историю России с древнейших времен до начала XX века» и книгу «Россия на историческом повороте» (1965), где подробно анализировал события революции и свою роль в них.
В 1968 году, за два года до смерти, 87-летний Керенский предпринял безуспешную попытку посетить СССР, что свидетельствует о его неугасающем интересе к судьбе родины. Александр Фёдорович скончался 11 июня 1970 года в Нью-Йорке от рака. Примечательно, что русская и сербская православные церкви отказались отпевать его, считая виновником падения монархии в России и из-за его связей с масонством. Его тело было перевезено в Лондон и погребено на неконфессиональном кладбище Путни-Вейл.
Потомки Керенского добились значительных успехов в эмиграции. Его сыновья Олег и Глеб получили инженерное образование – первый стал известным мостостроителем, под руководством которого был построен мост через Босфор, соединяющий Европу и Азию, второй – строителем электростанций. Внук Керенского, Олег Олегович (1930-1993), прославился как балетный и театральный критик, автор книг «Мир балета» (1970), «Анна Павлова» (1973) и других, а в 1981 году даже сыграл роль своего знаменитого деда в американском фильме «Красные».
Многогранная фигура Александра Фёдоровича Керенского представляет особый интерес для современного масонства. Его деятельность показывает, что масонские идеалы свободы, равенства и братства могут находить практическое воплощение в политической деятельности, направленной на демократизацию общества и защиту прав человека. Хотя и ВВНР считался «нерегулярной» масонской организацией из-за своей политизированности, отказа от традиционных ритуалов и допуска женщин, опыт этого объединения демонстрирует гибкость масонских структур и их способность адаптироваться к национальным особенностям и историческим условиям.
Сегодня, в день 144-летия со дня рождения этого выдающегося политика и масона, мы должны вспомнить не только его политические успехи и неудачи, но и его непреклонную верность идеалам свободы, справедливости и человеческого достоинства. Керенский отстаивал эти ценности и как адвокат, защищая угнетенных, и как депутат Думы, выступая против произвола власти, и как глава правительства, проводя либеральные реформы, и как публицист в эмиграции, критикуя тоталитаризм во всех его проявлениях.
Несмотря на краткость периода его правления, Керенский сумел инициировать первый в истории России демократический транзит, положив конец самодержавию и заложив основы правового государства. Его политическое наследие, долгое время очерняемое как «белой», так и «красной» пропагандой, заслуживает непредвзятого изучения и переосмысления в контексте масонских идеалов и ценностей. В этот знаменательный день братские ложи по всему миру могут почтить память Александра Фёдоровича Керенского – политика, реформатора и масона, сыгравшего значительную роль в истории России и мирового масонского движения.