Сквозь Туман Времени

Тайна итальянского заговора

Propaganda Due, известная под сокращением P2, представляет собой один из самых мрачных и загадочных эпизодов в политической истории послевоенной Европы. Эта итальянская масонская ложа, основанная в 1877 году в рамках традиции континентального масонства под властью Великого Востока Италии, превратилась в международную преступную организацию, которая на протяжении десятилетий оказывала беспрецедентное влияние на политическую, экономическую и социальную жизнь Италии.

Первоначально ложа называлась «Propaganda Massonica» и была создана в Турине как элитная исследовательская структура, похожая на английскую Quatuor Coronati Lodge. Её целью было продвижение исследований в области масонства. Вместе со всеми остальными масонскими ложами и тайными обществами Propaganda Massonica была запрещена фашистским режимом в 1925 году, когда Великий Мастер Домицио Торриджани подписал указ о роспуске всех лож. Итальянское масонство было восстановлено в изгнании в Париже 12 января 1930 года, а после окончания Второй мировой войны вновь стало легальным, и ложа была восстановлена.

К 1960-м годам организация практически перестала функционировать как обычная масонская ложа, проводя крайне мало собраний. Именно в это время в её историю вошёл человек, который радикально изменил её природу и превратил в орудие тайного влияния на государственные институты. Личо Джелли, ставший масоном в 1964 году, через два года создал то, что лишь отдалённо напоминало первоначальную ложу.

Биография самого Джелли читается как детективный роман. Родившийся 21 апреля 1919 года в Пистойе, Тоскана, он уже в семнадцатилетнем возрасте был исключён из всех школ Италии и отправился добровольцем сражаться в Испанию в составе фашистских бригад, поддерживавших генералиссимуса Франко. Самый молодой новобранец в своём контингенте, он был лично награждён Франко. После участия в пытках итальянских партизан Джелли был вынужден покинуть страну и оказался в Аргентине, где познакомился с президентом Хуаном Пероном. Эта встреча положила начало долгой дружбе и международной сети влияния, которая впоследствии стала одним из ключевых элементов деятельности P2.

Аргентинский канцлер Альберто Вигнес при участии вернувшегося из изгнания Перона в 1973 году составил указ о присуждении Джелли высшей государственной награды Аргентины и назначении его экономическим советником посольства страны в Италии. В 1980 году благодаря связям с Королевским Домом Савойя Джелли получил титул графа от последнего короля Италии Умберто II. Показательно, что в 1996 году этот человек был номинирован на Нобелевскую премию по литературе при поддержке Матери Терезы и Нагиба Махфуза.

В 1971 году Великий Мастер Лино Сальвини из Великого Востока Италии поручил Джелли реорганизацию ложи. Джелли воспользовался списком «спящих членов» — тех, кто больше не приглашался к участию в масонских ритуалах, поскольку итальянское масонство находилось под пристальным наблюдением находившихся у власти христианских демократов. Из этих начальных связей Джелли сумел расширить свою сеть по всем эшелонам итальянского истеблишмента.

Истинный масштаб влияния P2 стал очевиден 17 марта 1981 года, когда полицейский рейд на виллу Джелли в Ареццо привёл к обнаружению списка из 962 человек, включавшего глав трёх итальянских секретных служб. Этот список содержал имена представителей всех ключевых институтов итальянского государства: 44 члена парламента, трое министров, 49 банкиров, многочисленные промышленники, редакторы газет и высокопоставленные журналисты, главы всех трёх итальянских спецслужб и более двухсот военных офицеров, включая 12 генералов карабинеров, пятерых из Guardia di Finanza («Налоговая полиция»), 22 армейских генерала и четверых генералов ВВС.

Среди наиболее известных членов был Сильвио Берлускони, который на тот момент ещё не вступил в политику, но уже был известен как основатель и владелец телеканала «Canale 5». Также в списке значились Виктор Эммануил, сын последнего короля Италии, Роберто Кальви, бывший глава Banco Ambrosiano, который впоследствии будет найден мёртвым в Лондоне, и адмирал Джованни Торриси, начальник штаба обороны Италии.

Однако истинный масштаб организации оказался ещё более впечатляющим. Во время судебного процесса по резне в Болонье Лия Бронци Донати, Великий Мастер традиционной женской масонской ложи, сообщила магистратам, что список членов P2 состоял как минимум из 6000 имён. Кроме того, поскольку номера членства начинались с 1600, предполагается, что полный список так и не был найден, а не менее тысячи имён могут оставаться секретными.

Особый интерес представляют связи P2 с египетскими масонскими ритуалами. Исследование выявило важную, но малоизвестную связь организации с Орденом Древнего и Изначального Устава Мемфис и Мицраим — масонским ритуалом, сочетающим эзотерическую духовность с гуманитарными идеалами. Документально подтверждено, что Личо Джелли занимал 99-ю степень — Международный Почётный Иерофант, что объясняет исключительную секретность и влияние P2 как организации, связанной с высшими эзотерическими орденами.

При обыске виллы Джелли в 1982 году полиция обнаружила документ под названием «План демократического возрождения», который призывал к государственному перевороту, консолидации средств массовой информации, подавлению итальянских профсоюзов и переписыванию итальянской конституции. В документе говорилось: «Наличие сумм, не превышающих 30-40 миллиардов лир, представляется достаточным, чтобы позволить тщательно выбранным людям, действующим добросовестно, завоевать ключевые позиции, необходимые для общего контроля». P2 выступала за программу широкой политической коррупции, утверждая, что «политические партии, газеты и профсоюзы могут быть объектами возможных домогательств, которые могут принять форму экономико-финансовых манёвров».

Спустя годы, в 2003 году, Джелли с удовлетворением отметил в интервью La Repubblica, что «план демократического возрождения» P2 реализуется Сильвио Берлускони: «Каждое утро я говорю со своей совестью, и диалог успокаивает меня. Я смотрю на страну, читаю газету и думаю: ‘Всё реализуется понемногу, кусочек за кусочком. По правде говоря, у меня должны быть авторские права на это. Правосудие, телевидение, общественный порядок. Я писал об этом тридцать лет назад’».

Преступная деятельность P2 была обширной и разнообразной. Организация была причастна к многочисленным итальянским преступлениям и загадкам, включая крах связанного с связанным с Ватиканом банком Амброзиано, контрактные убийства журналиста Кармине Печорелли и банкира Роберто Кальви, а также дела о политической коррупции в рамках общенационального скандала о взяточничестве Tangentopoli.

История с банком Амброзиано особенно показательна. В 1982 году банк не смог отчитаться о 1,287 миллиарда долларов. Кальви бежал из страны по фальшивому паспорту, а его тело было найдено повешенным под мостом Блэкфрайарс в Лондоне 18 июня. Кальви был членом незаконной масонской ложи P2, участники которой называли себя «чёрными монахами». Это привело к предположению, что Кальви был убит как масонское предупреждение из-за символизма, связанного со словом «Блэкфрайарс». Джелли был обвинён в том, что потребовал смерти Кальви в качестве наказания за растрату денег банка Амброзиано, принадлежавших как ему самому, так и высокопоставленным фигурам в мафии.

Одним из самых мрачных эпизодов деятельности P2 стала её связь с террористическими актами. Генералы Пьетро Мусумечи, член P2, и Бельмонте из военной разведки SISMI заставили полицейского сержанта поставить чемодан с взрывчаткой в поезд в Болонье. Взрыв произошёл 2 августа 1980 года в 10:25 утра, убив 85 человек и ранив более 200. Это была крупнейшая террористическая атака в современной истории Италии, широко признаваемая операцией в рамках программы «Гладио».

Операция «Гладио» представляла собой кодовое название для тайных операций вооружённого сопротивления, организованных Западным союзом, а затем НАТО и ЦРУ в сотрудничестве с несколькими европейскими разведывательными агентствами во время холодной войны. В 1970 году неудавшаяся попытка переворота Golpe Borghese («Путч Боргезе») объединила вокруг фашиста Хунио Валерио Боргезе международного террориста Стефано Делле Киайе и великого мастера P2 Личо Джелли.

В середине 1990 года Ричард Бреннеке предоставил документы итальянским журналистам, указывающие на то, что ЦРУ поддерживало деятельность Личо Джелли и P2. Бреннеке сообщил итальянскому телевидению, что он участвовал в платежах ЦРУ организации P2 в размере от одного до десяти миллионов долларов в месяц или более, при этом деньги использовались для финансирования «терроризма» и торговли наркотиками.

Международная сеть P2 была поистине впечатляющей. За пределами Италии организация имела множество активных лож в Венесуэле, Уругвае, Бразилии, Чили и Аргентине. Среди аргентинских членов были Рауль Альберто Ластири, временный президент Аргентины, Эмилио Массера, часть военной хунты Хорхе Видела, и Хосе Лопес Рега, основатель Аргентинского антикоммунистического альянса.

Особенно показательны связи Джелли с бывшим шефом гестапо Клаусом Барби. У Барби была частная армия, действовавшая из Боливии под названием «Женихи Смерти», которая выполняла политические убийства по заказу и была ответственна за приход к власти генерала Гарсии Мезы в Боливии в 1980 году. Деятельность Барби включала торговлю оружием, и именно через эти операции Барби и Джелли стали деловыми партнёрами.

Среди документов, найденных в 1981 году, был пронумерованный банковский счёт в Union Bank of Switzerland (Объединённый банк Швейцарии) в Лугано, известный как «счёт Протекционе». Он содержал детали выплаты семи миллионов долларов президентом ENI (итальянская государственная нефтегазовая компания — Ente Nazionale Idrocarburi ) Флорио Фиорини через Роберто Кальви лидеру Итальянской социалистической партии Клаудио Мартелли от имени Беттино Кракси, социалистического премьер-министра с 1983 по 1987 год. Полный масштаб этих выплат стал ясен только двенадцать лет спустя, в 1993 году, во время расследований «чистых рук» политической коррупции.

Связи P2 с Ватиканом были не менее сложными. Банк Ватикана был обвинён в направлении тайных американских средств польскому профсоюзу «Солидарность» и никарагуанским контрас через Banco Ambrosiano. От имени P2 Кальви обеспечивал незаконную продажу оружия Ирану, финансировал продажу оружия диктаторам в Латинской Америке и предоставлял каналы для незаконного финансирования контрас в Никарагуа. В 1984 году Банк Ватикана согласился выплатить 224 миллиона долларов 120 кредиторам Banco Ambrosiano как «признание моральной вовлечённости» в крах банка.

Последствия разоблачения P2 для итальянской политики были катастрофическими. Премьер-министр Арнальдо Форлани, чей руководитель аппарата также был членом P2, назначил парламентскую комиссию по расследованию во главе с независимым христианским демократом Тиной Ансельми. В мае 1981 года Форлани был вынужден подать в отставку из-за скандала P2, что привело к падению итальянского правительства. В январе 1982 года ложа P2 была окончательно распущена законом № 17.

Парламентская комиссия под руководством Ансельми пришла к выводу, что ложа P2 была тайной преступной организацией. В их отчёте P2 описывалась как «тайная секта, которая объединила бизнес и политику с намерением разрушить конституционный порядок страны и преобразовать парламентскую систему в президентскую». Комиссия добавила, что стратегия Джелли заключалась в том, чтобы «подчинить своему контролю большое количество влиятельных и высокопоставленных лиц и таким образом разрушить впервые в итальянской истории разделение между политической, административной, военной и экономической сферами».

В 1992 году Джелли был приговорён к 18 годам и шести месяцам тюрьмы после признания виновным в мошенничестве, связанном с крахом Banco Ambrosiano. В апреле 1994 года он получил 17-летний приговор за разглашение государственных секретов, но суд отклонил обвинение в том, что члены P2 участвовали в заговоре против государства.

История P2 не закончилась её официальным роспуском. Подобно тому, как действовала P2, появилась P3, которая использовала деньги для влияния на итальянских судей и политиков с целью получения концессий и благоприятных решений. Затем появилась P4, возглавляемая теневой фигурой по имени Луиджи Бизиньяни. Этот человек тихо контролировал коридоры власти Италии, двигался и действовал, при этом смазывая немало ладоней. Объём власти, которую Бизиньяни смог использовать, стал одним из самых удивительных аспектов современных итальянских политических скандалов.

Бизиньяни был причастен к национальным коррупционным скандалам Италии ещё в 1990-х годах. На этот раз высокопоставленные политики в правительстве Берлускони передавали конфиденциальную парламентскую информацию о расследованиях и судебных делах Бизиньяни. Среди фигурировавших имён был Джанни Летта, чрезвычайно близкий к Сильвио Берлускони политик.

Сам Берлускони оставался ключевой фигурой, воплощавшей наследие P2 вплоть до своей смерти 12 июня 2023 года в возрасте 86 лет. Этот хвастливый миллиардер и медиамагнат стал самым долгослужащим премьером Италии, несмотря на скандалы из-за своих сексуальных вечеринок и обвинения в коррупции. Он нашёл путь в круги власти в 1970-х и 1980-х годах именно через тайное общество P2, и некоторые политические комментаторы утверждают, что его избирательная программа следовала плану P2.

Берлускони контролировал, по данным The Economist, 90% всего национального телевещания Италии, включая станции, которыми он владел напрямую, а также те, над которыми имел косвенный контроль благодаря своему положению премьер-министра. Судебные процессы и обвинения против него были обширными и включали злоупотребление служебным положением, взяточничество и коррупцию полицейских, судей и политиков, сговор, клевету, растрату, вымогательство, ложную отчётность, связи с мафией, отмывание денег, лжесвидетельство, налоговое мошенничество, влияние на несовершеннолетнюю проституцию и запугивание свидетелей.

Одним из самых резонансных дел стало обвинение в принадлежности к P2. В 1981 году возник скандал после обнаружения полицией тайной квазимасонской ложи Личо Джелли Propaganda 2, которая стремилась изменить итальянскую политическую систему на более авторитарный режим. В суде Берлускони заявил, что вступил в ложу P2 «только на очень короткое время до разразившегося скандала» и что он «даже не заплатил вступительный взнос». Такие заявления противоречили выводам парламентской следственной комиссии, материальным доказательствам и даже предыдущим показаниям самого Берлускони, которые доказывали, что он фактически был членом P2 с 1978 года и действительно заплатил 100 000 итальянских лир в качестве вступительного взноса.

В 1996 году Джелли объяснил, что тогдашний премьер-министр Берлускони выполнял планы P2: «Он реализует мой план демократического возрождения в совершенстве. Он должен хотя бы дать мне авторские права». Подобные комментарии делались часто и только подпитывали теории заговора о власти и влиянии P2.

Коррупционная система, обнаруженная расследованиями 1990-х годов, называлась Tangentopoli. Термин происходит от итальянского tangente, что означает «откат», и в этом контексте относится к откатам, данным за контракты на общественные работы. Не менее 800 человек, включая четверть из 630 членов парламента, были уведомлены, что они находятся под следствием по обвинению в коррупции. Скандалы почти парализовали муниципальное управление в более чем 20 городах, включая Рим, Венецию, Неаполь и Милан.

Прокуроры говорили, что узнали о тайном счёте социалистов при изучении частных документов Личо Джелли, павшего главы могущественной масонской ложи P2. Счёт был зарегистрирован на имя миланского архитектора Сильвано Ларини, друга Кракси. После восьмимесячного исчезновения Ларини сдался. Судьи обвиняют его в том, что он приносил конверты и чемоданы с наличными в офис секретаря Кракси Винченцы Томазелли для передачи казначею партии.

Молодые избиратели-новички, подвергшиеся коррупционному скандалу и его политическим последствиям в начале 1990-х годов, до сих пор имеют значительно более низкое институциональное доверие и с большей вероятностью выбирали популистские партии на национальных выборах 2018 года. Это исследование долгосрочного воздействия коррупции на доверие к институтам показывает, что краткосрочные эффекты могут превращаться в устойчивое воздействие на протяжении десятилетий.

В 1981 году итальянский парламент принял закон, запрещающий тайные ассоциации. Закон, принятый в 1982 году, предусматривал, что членство государственных служащих в тайном обществе является уголовным преступлением, и что дисциплинарные меры могут быть приняты против гражданских служащих и судей.

Более 40 лет спустя резня в Болонье 1980 года всё ещё остается нерешённой проблемой, открытой раной, гноящейся подозрениями, связанными с одним из самых тёмных периодов послевоенной Италии. Продолжается судебный процесс в Болонье, исследующий, приказал ли Личо Джелли в конечном итоге взрыв. Некоторые исследователи верят в связь между P2, члены которой включали сотни высокопоставленных граждан и государственных чиновников, и операцией «Гладио».

В 1990 году Европейский парламент принял резолюцию, осуждающую «Гладио». Резолюция потребовала полного расследования и полного демонтажа задействованных военизированных структур — ни того, ни другого не произошло. Подобные структуры Гладио были обнаружены по всей Европе, включая Францию, Бельгию, Данию, Нидерланды, Норвегию, Германию и Швейцарию.

Личо Джелли умер 15 декабря 2015 года в возрасте 96 лет в своей вилле в Ареццо. Несмотря на все обвинения и судебные процессы, он ни дня не провёл в тюрьме, умер дома, наблюдая за тосканской сельской местностью. Кто знает, какие секреты ушли вместе с ним.

P2 была распущена по закону, но её система политических, финансовых и преступных отношений могла выжить. Что касается Берлускони, его вмешательство было симптоматичным для реакции части старого режима, который, накопив богатство и власть в восьмидесятые годы, намеревался продолжать влиять на политическую жизнь и в девяностые.

Propaganda Due остается одним из наиболее ярких примеров того, как тайные сети могут влиять на демократические общества. Её влияние на демократические институты показало уязвимость демократических систем перед тайными сетями влияния. На международную политику организация продемонстрировала, как структуры времён холодной войны могли использоваться для внутриполитических целей. На современную политику P2 создала прецедент для концентрации медиа-власти в руках одного человека. На общественное доверие ложа подорвала веру итальянцев в демократические институты, что продолжает влиять на политику до сих пор.