Зодческие работы

Пять странствий богини

Познание самого себя есть первое занятие, которому должен предаться вольный каменщик в поисках мудрости.

Катехизис II градуса

Эта история не о грозной богине, всемогущем Оке Ра, части творческой Солнечной Триады великого Мемфиса. Это – аполог о женщине, которая шла к истине через познание себя, своей природы. Ей было многое дано, а «Кому много дано, с того много взыщется» (Лука, гл.12, ст. 48).

Я прошу Тота-Гермеса Триждывеличайшего-Трисмегиста указать мне путь к свету истины, «Ибо то, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И нет малого и великого, а все едино». Мы начинаем…

СТРАНСТВИЕ ПЕРВОЕ: пробуждение Сехмет/рождение огня 

Хатхор, любимая дочь Ра, богиня любви, музыки, танцев, покровительница материнства и воплощение женственности была похищена главным врагом отца — змеем Апопом, и спрятана в подземном мире. Поскольку речь все-таки идет о богине, последовательность принятия неизбежного у Хатхор несколько отличалась от человеческой – она была слишком добра и полна радости, чтобы гневаться и впадать в депрессию. Быстро поняв, что помощи ждать не приходится, дева воззвала к змею и вступила в переговоры. Апоп потребовал, чтобы первенец Хатхор родился от него. И тут в дочери Ра впервые проявилось качество, свойственное смертным женщинам: главное выйти на свободу, а обещание – всего лишь слова… Оказавшись на поверхности земли, в самом центре пустыни, под лучами палящего солнца Хатхор осознала, что пошла на сделку с главным врагом отца. Стыд и гнев, незнакомые доселе чувства охватили богиню, буквально сжигая изнутри. Она превратилась в грозную львицу и растворилась в песках Нубии.

— Да что он себе позволяет, мерзкий слизняк! Мало ему достается каждое утро от отца? Всякий раз получает веслом по башке и уползает под свою корягу. Отец тоже хорош, верховный бог, называется, позволил какому-то змею украсть любимую дочь. И как он меня под землей искать будет? Людей своих бросит, оставив их без солнечного света? Фиг там. Они ему дороже меня. И зачем дразнил Апопа, называл его желтым земляным червяком?! Вполне себе большой змей, шкурка такая симпатичная, не желтая. Кремовая, скорее. На сумочку с туфельками – очень даже… Кстати, как он себе нашего первенца представляет? Ну, сам процесс. Нет уж, если рожать, то не от пресмыкающегося. Кто у нас царь зверей? Эй, Чинга… Точнее, Апоп, ты где? Я согласна, дай только погулять напоследок – будущей матери свежий воздух нужен.  

В образе львицы богиня встретила великолепного самца-льва. Её первенцами стали прекрасные львята, так что клятва формально не была нарушена. Но однажды, во время полуденного отдыха на прайд напали вооруженные копьями люди, и убили всех, за исключением одного львенка, которого мать закрыла своим телом. Вне себя от горя, Хатхор прокляла убийц, эпидемия красной лихорадки уничтожила и племя охотников и остальных, живших в пустыне. Второй человеческий поступок богини был тоже продиктован таким человеческим материнским инстинктом и жаждой мести. В конце концов, богиня пала перед отцом на колени и вымолила сыну бессмертие в обмен на свое возвращение к престолу. Сет унаследовал от родителей львиное сердце, не знающее жалости, так что Апоп частично достиг своей цели. 

 

СТРАНСТВИЕ ВТОРОЕ: триада из Мемфиса/союз земли и воды

Любимым супругом богини стал Птах, демиург, творец всего сущего. Благодаря его покровительству, около 3000 лет до н.э. во время объединения страны именно Мемфис стал административной столицей Египта. Главный храм Мемфиса, посвященный богу-творцу, назывался Hut-ka-Ptah (дом души Птаха, по одной из версий, от этого слова произошло название страны – Египет). Если гнев Сехмет пламенем уничтожал все вокруг, супруг восстанавливал разрушенное: их союз символизировал единство разрушительного и созидательного начал. От этих взаимодополняющих энергий родилась третья – бог растительности и врачевания Нефертум, возникший из первого лотоса и символизирующий стихию воды. С момента рождения, египтяне начинали готовиться к загробной жизни – искусство и все его жанры, такие как архитектура, скульптура, живопись и даже письменность, были нужны лишь для того, чтобы правильно проводить человека в последний путь и обеспечить загробную жизнь в строгом соответствии с регламентом (о чем я готова поведать детальнее в зодческой третьего градуса). В этом смысле, покровитель ремесленников Птах и сам воспринимался как скульптор-камнетес, кузнец и ювелир. Земным воплощение супруга Сехмет был священный бык Апис.

Каждая богиня обязана быть музой для художников! Взять хотя бы меня. Куда там какой-то «прекраснозадой» богине любви, которая даже еще не родилась. И пусть ее ваяли из белого мрамора, а меня – из черного гранита, зато один только Аменхотеп III создал в честь меня 730 великолепных статуй по числу дней в году – 365 изображали меня сидящей, 365 – стоящей. Хотя, я не уверена, что из любви. Боялся очень. В чем я абсолютно могу быть уверена, так это в том, что муж мой – лучший из богов. И с сыном мне тоже повезло. Стоит мне придумать какую-нибудь новую заразу, малыш тут же находит противоядие. И в кого он такой уродился?

 

СТРАНСТВИЕ ТРЕТЬЕ: зачем в театре буфет или происхождение глагола «налакаться»

В северной части самого большого в мире карнакского храмового комплекса в древних Фивах находится храм в честь божественной триады, воздвигнутый Тутмосом III (XVIII династия). Святилище разделено на три капеллы – центральная посвящена Птаху, правая – Сехмет, чье диоритовое изваяние прекрасно сохранилось и левая – Нефертуму. В полдень, на лик богини падает луч солнца из щели на крыше, и кажется, что она прислушивается к музыке сфер. Более добрые ипостаси богини (Баст, Хатхор) вдохновляли на создание подлинных произведений искусства – музыки, танца, тогда как жрецы культа Сехмет специализировались в основном в области медицины и активно использовали знания математики и геометрии. Один из древнейших Зодиаков – дендерский был расположен в храме Хатхор, а египтяне стали первыми людьми, установившими продолжительность года, разделив его на двенадцать частей по временам года.

Священная река разливается, когда восходит собачья звезда Анубис — Сириус. Глупые люди думают, что Нил берет свое начало в загробном мире. Чушь, я была под землей в плену у Апопа, то, что протекает там – водой не назовешь. Но я видела много далеких стран, и знаю, откуда берет начало полноводный Нил.  В один ужасный день старик мой то ли захандрил, то ли впал в депрессию, в общем, сообщил: «Я устал, я ухожу». И… Не ушел. Из-за чего многочисленные члены пантеона в очередной раз переругались между собой, да так, что даже смертные вообразили себе, что бога нет и организовали то ли путч, то ли революцию. Хитрые гуманисты-родственнички из эннеады посоветовали отослать меня от греха подальше — усмирять восстание, а сами занялись любимым делом – плетением интриг. Денек был жаркий, разошлась я не на шутку и случайно уничтожила все население на территории, равной Танзании, Кении и Уганды. При полном отсутствии проводных и беспроводных технологий, известие о моем «кровавом беспределе» очень быстро дошло до семейства, и великие боги явились к моим мужу и сыновьям с требованием «немедленно унять вашу мать». Как совершенно справедливо написано в текстах «Книги коровы», «унимать мать» было решено отправить тех, кого не жалко.  Не жалко было лучшего друга Птаха — умника Тота и бога Шу по кличке «Сквозняк». Посидели, сообразили на троих: холодненькое красное пиво, нильская вобла, культурная программа в виде павиана-Шу и древних как Атлантида анекдотов Тота. Утром, ваша покорная слуга в облике домашней ласковой кошечки уже мурлыкала в постели мужа. О похмелье, правда, меня тогда никто не предупредил. Но это уже другая история.

СТРАНСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ: философы и жены

Египетская философия и культура – одни из древнейших на Земле.  Философская мысль основывалась на космогонии в базисе которой находились мифы об устройстве Вселенной и пути человека при жизни и после нее, включала в себя представления о первоосновах мира – воде и воздухе, как источнике происхождения жизни. Отметим антропо-зооморфный взгляд на мир, единство «живого и неживого» и факт, что человек был бессмертной частицей мироздания: он коммуницировал с богами. Взять нашу Сехмет, ведь это именно люди во времена Нового царства объединили в ней агрессивные аспекты Хатхор, Мут, Тефнут, Сешемтет, Матит, Мехит, Нейт, Баст и, наконец, Исиды. Не за этим ли знанием Египет посещали практически все великие философы древности – Солон, Ликург, Сократ, Пифагор.

«Женщины стали так образованны, что их уже ничто не удивляет, кроме счастливого брака», не помню кто сказал, неважно, он тоже еще не родился. Напомню, что счастьем своим я во многом обязана мудрости и терпению супруга своего Птаха, посему позволяю ему посещать клуб, им же созданный, где ведутся беседы об обработке дикого камня. Вернувшись однажды домой, назвал он меня в пылу спора Ксантиппой. Ревновать я не стала – ни одна из богинь не посмеет, да и не принят у нас адюльтер. Был даже случай: один из великих остался без члена, так жена его, подруга моя Исида, слепила аналог из глины. Лишь в поздних своих воплощениях, в пантеоне богов Олимпа, будучи Герой, познала я горькую женскую долю. Узнала Ксантиппу и достойного мужа её, которому настоятельно рекомендовала лечение на курортах «красноморского края». Стыдно мне было тогда за свое поведение, но Зевсу в пример приводила Сократа, который считал дурной нрав жены благословлением: попадется хорошая жена, будешь счастливым, плохая – станешь философом. Зевс философом так и не стал, из чего я делаю вывод, что жена из меня получилась идеальная.

 

СТРАНСТВИЕ ПЯТОЕ: зернышко от колоса недалеко падает

Существует легенда о Пифагоре, который прибыл в Египет и успешно прошёл сложное испытание, устроенное жрецами. Они задали ему два вопроса: «Кто наибольший враг человека: зверь, злоумышленник, стихия или болезнь?» и «Кто наибольший друг человека: зверь, злоумышленник, стихия или болезнь?». Самым страшным врагом философ назвал самого человека, а друзьями – все перечисленные проблемы.

До сих пор неизвестно, откуда прилетела та самая утка, которую 8 марта 1918 года повар приготовил по-пекински для солдат и офицеров форта Ридлей (шт. Канзас). По некоторым данным, «пурпурная смерть» унесла от 50 до 100 миллионов человек по всему миру. В результате эпидемии полностью исчезли некоторые африканские племена, 60% эскимосов Северной Америки, 22% населения Западного Самоа, 12% архипелага Фиджи. Важная деталь: повышенная смертность наблюдалась у возрастной группы от 20 до 35 лет. Эпидемия прекратилась «сама собой» к лету 1919 и более не повторялась. Грипп протекал абсолютно атипично, поэтому среди версий возникновения, помимо «немецких шпионов» компании Bayer и утечки из секретной лаборатории США появилась самая неожиданная: кто-то разбудил Сехмет.

Всю свою историю человечество придумывает способы уничтожения себе подобных: от каменного топора до изощренных вирусов. Если верить статистике – люди живут в мире лишь одну неделю в сто лет, остальное время – пытаются перегрызть друг другу глотки. Вопрос: зачем мы обучали вас искусствам, наукам и пытались привить любовь к природе и ближним? Впрочем, я всегда голосовала «против всех», и чтобы уничтожить миллион-другой «ваших» меня два раза просить не требуется. Извлекая уроки из истории, спросите себя, почему ни один волосок не упал с головы жителей острова Маражо в Амазонии. Sapienti sat.

P.S. За Веру Холодную лично приношу извинения, не доглядела.